Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Январь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Горячие новости

 

 13.01.2018  Практические умения и навыки учащихся по биологии

подробнее...

 

 12.01.2018  Третий этап республиканской олимпиады по учебным предметам

подробнее...

 

 27.12.2017  Поздравляем победителей олимпиады!

подробнее...

 

 26.12.2017  Представление " Потерянное время"

подробнее...

 

 26.12.2017  Экскурсия в РОВД

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся по химии

Молоткова E.А.

ВВЕДЕНИЕ
Контроль результатов обучения, как составная часть учебного процесса,
выявляет пробелы знаний учащихся, которые не допускают в дальнейшем эффективно
изучать предмет. Ликвидация пробелов – одна из важнейших задач педагога.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему учащемуся:
1) помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и
выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация
учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
3) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха,
побуждение к активному труду и др.);
4) контроль за учебной деятельностью (более частый опрос учащегося, проверка
всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.);
5) различные формы взаимопомощи;
6) дополнительные поддерживающие занятия с учеником. Оказание помощи
неуспевающему ученику на уроке.
Основные пути устранения пробелов в знаниях.
• Анализ работы в классе.
• Составлении программы устранения пробелов знаний.
• Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной
последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
• Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до
получения положительной отметки).
Каждый учитель может добавить к перечисленным мной формам и методам работы
свои, исходя из своего личного опыта работы и особенностей классов в которых
работает, я же остановлюсь на составлении программы по основным направлениям
ликвидации пробелов.
Для контроля усвоения базового курса химии могут быть использованы следующие
критерии:
1. усвоение основ изучаемой темы (важнейших фактов, понятий, химических
законов и теорий);
2. формирование на конкретном учебном материале навыков выполнения
аналогичных заданий и заданий, объединяющих в себе несколько изученных тем;
3. формирование приёмов логического мышления, лабораторных умений, а также
умение объяснить химические явления и фиксировать результаты опытов;
4. умение обобщать, делать выводы, сравнивать, классифицировать, т.е.
осуществлять синтезированные логические операции.
В соответствии с этими критериями может быть разработана программа по
основные направлениям ликвидации пробелов:
1. стратегическое направление – формирование творческого подхода к изучению
науки химии;
2. тактическое – усвоение основ химических знаний.
На тактическом направлении сосредоточено главное внимание при составлении
программы устранения пробелов знаний.

При достижении положительных результатов выполнения первого критерия у
ученика формируется определённый базис навыков, умений и знаний, позволяющий
ему перейти к осуществлению второй, третьей и четвёртой ступени программы.
Стратегический итог реализации системы – это такой результат, который относится
к логическим операциям обобщения (умение сравнивать системные понятия на уровне
изученной теории). Например, химические свойства классов соединений – общее и
различное в классах соединений; реакции ионного обмена – теория электролитической
диссоциации. При этом элементы обобщения и логического мышления должны
использоваться учащимися уже при решении ближайших тактических задач, т.е. на
каждом уровне.
Задания той или иной степени сложности, направленные на выявление
соответствующих уровней усвоения, могут быть предложены учащимся в том случае,
когда пройдены все уровни ликвидации пробелов знаний, и когда учащийся прошёл
весь процесс индивидуально-дифференцированного обучения. При этом единый для
всех учащихся "результативный уровень" требований обязателен, независимо от
степени развитости учащихся, обучаемых возможностей, интеллектуальных и
психических уровней. Итоговая работа по теме позволяет выявить вновь все
возможные огрехи этапов усвоения (от воспроизведения до необходимого обобщения
темы).
Результаты подобной системы могут быть обсуждены не только со стороны
уровневых, но и качественных показателей. У детей может быть выявлена
системность знаний как совокупность сведений о связях между элементами
теоретических знаний, взаимосвязь категорий факт-понятие - определение - закон. Без
качества "системности" невозможно говорить о результатах усвоения всех других
объектов изучения.
Следующая категория, проверяемая данной работой, – систематичность знаний,
характеризуется наличием содержательно-логических связей. Например, предпосылка
усвоения числа Авогадро – усвоение понятия "моль". Без систематичности знаний
невозможно говорить о ликвидации пробелов.
Ещё один качественный показатель – научность знаний, который выражается в
соответствии знаний изученным теоретическим обобщениям.
Действенность знаний – умение применять полученные знания или проводить
эксперимент в соответствии с поставленной целью. К этому в большей степени
относится умение решать расчётные задачи, т.е. конкретизировать знания. Например,
решение любой расчётной задачи – это верно написанные уравнения реакций, верно
выбранные стехиометрические соотношения, подобранные единицы измерения.
Таким образом, планируемые результаты осуществления системы по ликвидации
пробелов знаний могут быть проанализированы с точки зрения, как уровневых, так и
качественных показателей. Причём совокупность качественных показателей наглядно
определяет адекватность результатов достижения поставленной цели обучения.
Можно привести несколько примеров, в основном, рассчитанных для работы с
учащимися в урочное и внеурочное время в школе и для самостоятельной домашней
работы учащихся.


ТЕМА "ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА"

ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗНАНИЙ.

1. Учащийся не знает определение элемента, не знает формулировку периодического закона, не умеет составлять схемы строения атома.

2. Учащийся не умеет давать характеристику элемента в соответствии с его
положением в периодической системе, не умеет по строению атома определить
характер элемента, не знает основных тенденций изменения характера элемента в
каждом периоде или в каждой группе.

3. Учащийся не может составить формулу высших оксида и гидроксида элемента в
соответствии с его положением в периодической системе и доказать их характер при
помощи характерных уравнений реакций.

4. Учащийся не умеет сравнивать свойства элементов и их соединений в
соответствии с положением в периодической системе.

ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗНАНИЙ.

1. Учащийся не понимает взаимосвязи понятий "строение атома – элемент – оксид
элемента – гидроксид элемента" – это отсутствие системности знаний.
2. Учащийся не умеет составить формулы оксида и гидроксида элемента и
определить их характер – это отсутствие систематичности знаний.
3. Учащийся не может определить тенденции в изменении свойств элементов и
соответствующем изменении характера его соединений – это отсутствие
действенности знаний.
4. Учащийся не умеет указать на связь изменений основных характеристик
элемента (радиус атома, электроотрицательность, степени окисления и т.д.) со
строением атома – это отсутствие научности знаний.

ТЕМА "ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА"

Уровень 1.
1. Выучи определение элемента.
2. Выучи определение периодического закона в его современной формулировке.
3. Выучи определение элемента.
4. Выучи определение периодического закона в его современной формулировке.
5. Разберись в строении атома по плану:
 Что входит в состав атома элемента?
 Из чего состоит ядро атома элемента?
 Каков физический смысл порядкового номера элемента?
 Каково число электронов на внешнем уровне элемента?
 Каков физический смысл номера периода?
 Каков порядок заполнения энергетических уровней электронами?
6. Изучи предложенные схемы строения атомов элементов Na, P, Ar и составь
схемы строения элементов K, S, Al.
7. Определи степени окисления элементов Li, F, Mg, S, Al, C.
Контрольные задания:
 У некоторого элемента высшая степень окисления равна +6, число
энергетических уровней равно 3. Что это за элемент?
 У некоторого элемента низшая степень окисления равна -3, число
энергетических уровней равно3. Что это за элемент?

Виды помощи в процессе контроля

1. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Снижение темпа опроса.
3. Предложение примерного плана ответа.
4. Разрешение использовать наглядные пособия.
5. Стимулировать оценкой похвалой.

При изложении нового материала:

1. Применение мер поддержания интереса.
2. Более частое обращение к неуспевающим.
3. Привлечение неуспевающих в качестве помощников.

Самостоятельная работа на уроке:

1. Разбивка заданий на дозы.
2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
3. Напоминание приема и способа решения.
4. Ссылка на правила и свойства.
5. Более тщательный контроль с указанием на ошибки.

При организации самостоятельной работы:

1. Выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое
увеличение их числа.
2. Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания.
3. Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек-консультантов, карточек с направляющим планом
действий.