Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Август, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Горячие новости

 

 03.08.2018  Дети вместо цветов!

подробнее...

 

 29.06.2018  Открытый диалог «Поклонимся великим тем годам!»

подробнее...

 

 20.06.2018  Списки первоклассников

подробнее...

 

 18.06.2018  Неудовлетворительные отметки

подробнее...

 

 18.06.2018  Что изменится в школах и вузах?

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Развитие личности ребенка

за счет удовлетворения его потребностей и интересов

Личность человека совершает работу преображения в:

  • эмоциональной
  • физической
  • моральной
  • умственной сферах.

Значительная роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям, учителям, воспитателям. Они никогда не могут довести ее исполнение до совершенства, но создают среду, которая делает возможным чудесные перемены в личности человека.

Основные потребности ребенка.

1. Потребность в принятии.

Принятие - уважение ребенка как личности, такого как он есть.

  • уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни
  • доверяйте
  • не смейтесь над неудачами
  • не требуйте от него поступков взрослого
  • помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела класса будут искренними и сильными.

Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.

2. Потребность в уверенности.

  • уважение его достоинства
  • обеспечение его безопасности, удобства
  • постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему - это источник уверенности для ребенка

3. Потребность в новом опыте.

Все дети готовы и ожидают приобрести новый:

  • социальный
  • физический
  • эмоциональный
  • умственный
  • моральный
  • духовный опыт.

Давайте инициативные задания.

  • Поддерживайте творческую активность, раскройте личные способности ребенка, талант.
  • Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий.
  • Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить не себе, а благу других людей.
  • Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем.
  • Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.

4. Потребность любить и быть любимым.

  • Слушайте ребенка внимательно и пытайтесь понять, а не судить
  • Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним
  • Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
  • Не браните детей, но поощряйте
  • Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
  • Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия. Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.

5. Потребность в благодарности.

У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.

Как проявить благодарность ребенку :

  • Благодарите за хорошие дела
  • Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
  • Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
  • Вознаграждайте за активное участие, оказание помощи.
  • Покажите детям, как вы довольны ими.
  • Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в "возрасте", иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.

6. Потребность в дисциплине.

Потребность в ясных, конкретных требованиях от него.

Расстановка границ поведения - это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков дома или в школе, чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.

Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:

  • Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
  • Избегайте обличений перед всеми, так как это редко дает успех надолго.
  • Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
  • Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
  • Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).

Различные формы поведения ребят обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения детей.

1. ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Известно, что монотонность повышает утомляемость, ухудшает настроение, вызывает тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У подростка, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Дети, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами. В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости.

Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все дети тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как ребенок, который ведет активную социальную жизнь, испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты ребенка ограничиваются. В быту основным источником эмоций для таких детей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении. Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам.

Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией подросток спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

У каждого ребенка существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение ребенка и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, детским коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д. Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос.

Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие детей. В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для ребенка, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Многие вещи ребенок делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности.

Ребенок считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы дети считают себя членами той, какая есть.

Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья ребенка, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.

Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, то испытывают не только проблемы в общении. Как правило, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».

3. ИДЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами. Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира.

Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.

СООТНОШЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого ребенка индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного ребенка постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций. Представление о соотношении потребностей у каждого ребенка свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности.