Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Декабрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Горячие новости

 

 05.12.2018  Открытие районного Scratch - центра

подробнее...

 

 29.11.2018  Час кода

подробнее...

 

 26.11.2018  100-летие со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики

подробнее...

 

 22.11.2018  Будущее Родины строить молодым!

подробнее...

 

 22.11.2018  Безопасная экскурсия

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Мотивация учебной деятельности

Успех может породить успех. Поэтому

лозунгом грамотного учителя должен быть

«Учить на успехах и достижениях»

В.А.Сухомлинский

 

Совершенствование урока – проблема вечная: необходимость вносить коррективы в процессе его организации существует всегда. Изучение этой проблемы должно обогатить практику работы учителя, помочь разработать свои приемы по повышению эффективности урока. Одной из важнейшей сторон по совершенствованию урока – это формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения человека, побуждающая к выбору способа действия и его осуществления. Т.е. мотивы- то, что побуждает человека к дея­тельности, то, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Существует некоторые классификации мотивов, например по виду деятельности. В зависимости от того, к какой деятельности стремится чело­век, мотивы могут быть следующие:

  • Социальные – направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
  • Моральные – стремление к совершенствованию своего ду­ховного мира, развитию нравственных качеств.
  • Эстетические – стремление к красоте, гармонии.
  • Познавательные – стремление к овладению специальными знаниями, к познанию содержания конкретного труда.
  • Творческие – стремление быть оригинальным в работе, со­вершенствовать научные открытия, получить возможности для творчества.
  • Материальные – стремления получать материальные блага.
  • Престижные – стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в общест­ве, обеспечивают быстрое продвижение по карьерной лестнице.

Деятельность человека побуждается обычно несколькими мо­тивами, один из которых является основным, ведущим. Он придает деятельности человека личностный смысл.

     Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения называется мотивацией.

Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельно­сти, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, на­мерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит не­обходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого ин­тереса значительно облегчается процесс развития у него когнитив­ных (познавательных) функций и жизненно важных умений.

    К сожалению, у большого количества школьников отсутствует либо невысокая учебная мотивация.

Типичные причины отсутствия

у школьников учебной мотивации

  • Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
  • Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
  • Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Однообразие жизни и учебного процесса.

  • Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
  • Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Специальные средства и меры по формированиюnу школьников интереса к познавательной деятельности

  • новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем школьникам.
  • практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
  • противоречивость материала – тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями процесса, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
  • оценка

Умелая организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи и запоминать изученный материал.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники их легче воспринимают, осознают и запоминают.

Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных знаний, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса стала приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения. Обеспечение здоровьесберегающего потенциала учебного процесса предполагает обязательную и постоянную положительную мотивацию деятельности учащихся, которая является краеугольным камнем здоровьесберегающего педагогического процесса.

В контексте данной темы предлагается мотивационный цикл, по­зволяющий учителю наполнить психологическим содержанием ка­ждый этап урока в школе.

1-й этап. Возникновение мотивации.

2-й этап. Подкрепление и усилениевозник­шей мотивации.

3-й этап. Мотивация завершения.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они стали значимыми для него. Позитивное восприятие школь­ника самого себя – один из важнейших факторов эффективности учебной работы, так как способствует развитию у школьников по­ложительной самооценки и внутренней учебной мотивации. Ины­ми словами, деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе атмосфе­ру взаимного уважения, доверия и тепла.