Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Октябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Горячие новости

 

 13.10.2018  Областной пионерский слёт

подробнее...

 

 13.10.2018  День освобождения Лиозно

подробнее...

 

 10.10.2018  День освобождения Лиозненского района

подробнее...

 

 09.10.2018  Районный этап олимпиады по финансовой грамотности

подробнее...

 

 05.10.2018  День учителя !!!

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Мотивация учебной деятельности

Успех может породить успех. Поэтому

лозунгом грамотного учителя должен быть

«Учить на успехах и достижениях»

В.А.Сухомлинский

 

Совершенствование урока – проблема вечная: необходимость вносить коррективы в процессе его организации существует всегда. Изучение этой проблемы должно обогатить практику работы учителя, помочь разработать свои приемы по повышению эффективности урока. Одной из важнейшей сторон по совершенствованию урока – это формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения человека, побуждающая к выбору способа действия и его осуществления. Т.е. мотивы- то, что побуждает человека к дея­тельности, то, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Существует некоторые классификации мотивов, например по виду деятельности. В зависимости от того, к какой деятельности стремится чело­век, мотивы могут быть следующие:

  • Социальные – направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
  • Моральные – стремление к совершенствованию своего ду­ховного мира, развитию нравственных качеств.
  • Эстетические – стремление к красоте, гармонии.
  • Познавательные – стремление к овладению специальными знаниями, к познанию содержания конкретного труда.
  • Творческие – стремление быть оригинальным в работе, со­вершенствовать научные открытия, получить возможности для творчества.
  • Материальные – стремления получать материальные блага.
  • Престижные – стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в общест­ве, обеспечивают быстрое продвижение по карьерной лестнице.

Деятельность человека побуждается обычно несколькими мо­тивами, один из которых является основным, ведущим. Он придает деятельности человека личностный смысл.

     Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения называется мотивацией.

Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельно­сти, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, на­мерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит не­обходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого ин­тереса значительно облегчается процесс развития у него когнитив­ных (познавательных) функций и жизненно важных умений.

    К сожалению, у большого количества школьников отсутствует либо невысокая учебная мотивация.

Типичные причины отсутствия

у школьников учебной мотивации

  • Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
  • Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
  • Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Однообразие жизни и учебного процесса.

  • Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
  • Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Специальные средства и меры по формированиюnу школьников интереса к познавательной деятельности

  • новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем школьникам.
  • практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
  • противоречивость материала – тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями процесса, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
  • оценка

Умелая организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи и запоминать изученный материал.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники их легче воспринимают, осознают и запоминают.

Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных знаний, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса стала приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения. Обеспечение здоровьесберегающего потенциала учебного процесса предполагает обязательную и постоянную положительную мотивацию деятельности учащихся, которая является краеугольным камнем здоровьесберегающего педагогического процесса.

В контексте данной темы предлагается мотивационный цикл, по­зволяющий учителю наполнить психологическим содержанием ка­ждый этап урока в школе.

1-й этап. Возникновение мотивации.

2-й этап. Подкрепление и усилениевозник­шей мотивации.

3-й этап. Мотивация завершения.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они стали значимыми для него. Позитивное восприятие школь­ника самого себя – один из важнейших факторов эффективности учебной работы, так как способствует развитию у школьников по­ложительной самооценки и внутренней учебной мотивации. Ины­ми словами, деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе атмосфе­ру взаимного уважения, доверия и тепла.