В2023/2024учебномгодувучрежденияхобщегосреднегообразования продолжится реализация информационно-образовательногопроекта «Школа Активного Гражданина» (далее – «ШАГ»). Основнаязадачапроекта–созданиеусловийдляформированиянравственнозрелой, политически грамотной, социально активной личности, готовойкпринятиюответственныхрешений,инымисловами–активногогражданина.
Ореализациипроекта«ШАГ»дляучащихсяVIII–XIклассов
Приразработкеидеидляпроекта«ШАГ»в2023/2024учебномгодурешалисьзадачиобеспеченияактивноговключенияучащихсявразработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, втомчиследеятелямибелорусскойнауки,культурыиискусства,представителямиоргановгосударственногоуправления,силовогоблока,белорусами,внесшимивкладвразвитиеобразования,медицины,спорта,промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а такжеземляками,активнымигражданами,тружениками,своимсозидательнымтрудомежедневноприумножающимиблагосостояниенашейстраны,своегородагероями нашего времени.
Мероприятия проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году пройдутпод девизом «Родина моя Беларусь в лицах» (представлены в видетематическихблоковвприложениикданнымрекомендациям).
Мероприятияпроектабудутпроводитьсяодинразвмесяцврамкахинформационногочаса(каждыйчетвертыйчетвергмесяца).
Национальныйинститутобразованияпродолжитпрактикуразработки информационно-методических материалов для реализациипроекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальномобразовательномпортале(https://vospitanie.adu.by/Главная/ШколаАктивного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационныематериалы,презентации).
Логика поэтапной подачи и обсуждения информации сохранится,изменятсяформыорганизации работы.
ШАГ1предлагаетсяпроводитьвформеинтеллектуальнойигры
«Мы узнаем».Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихсязнанияоразвитииопределеннойсферыобщественнойжизниРеспубликиБеларусь(всоответствиистемой),познакомитьсеелучшимипредставителями (республиканский уровень).
ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителямисоответствующейсферыобщественнойжизни(региональныйуровень).
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа»определяютсявучрежденииобразованиявходепредварительнойподготовкисовместноучащимисяиучителями.Приорганизацииработына данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, званияидолжностисвидетельствуютотом,чтовкладчеловекавразвитиесвоейстраныдостоинвысокойоценки.Ежедневныйкропотливыйдобросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своемуделу,Родине,приверженностьнравственнымидеалам–то,чтобесспорноможноотнестикхарактеристикамлучшихбелорусов.
ШАГ2можетбытьпроведенсприглашениемотобранныхкандидатурввидебрифинга1илисиспользованиемсюжетателевизионногопроекта«100вопросоввзрослому»2.Приотсутствиитакойвозможностиинициативнаягруппаучащихсяготовитпрезентацию,посвященнуюземляку(землякам)ипредставляетее.Презентацияможетвключатьаудиоматериалы,видеосюжеты,втомчислеснятыесамимиучащимися,синтервью,воспоминаниями,пожеланиямиит.д.Ведущийорганизуетсучащимисяобсуждениеполученнойинформациис опорой на вопросы, сформулированные всоответствиистемоймероприятия.
ВШАГе3ведущийподводититоги,организуетрефлексию.Учащимсяпредлагаетсяобсудитьсозданиестраницывиртуальногоальбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось вШАГе 2. Можно обсудить заранее подготовленные страницы альбома,внести предложения по участию в общественной жизни своего региона,своеймалойродины.
Разработанныеучащимисястраницыальбоманеобходиморазмещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященныхреализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках,людях,которымимыпо правугордимся.
В каждом учреждении образования получится свой виртуальныйальбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятийпроекта «ШАГ» в мае 2024 г. При проведении итоговых мероприятийпроектаможноиспользоватьтакуюформуорганизацииработы,какэрудит-галерея«Славные именаземлибелорусской»3.
1Брифинг–краткаяпресс-конференция,посвященнаяодномувопросу.
2Восноветехнологиипроект«100вопросоввзрослому»,которыйтранслируетсявэфиретелеканала
«Беларусь1».Этоток-шоу,вкоторомизвестныелюдистраныотвечаютнавопросы детей.
3Методическийинструментарийклассногоруководителя:пособиедляпедагоговучрежденийобщего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К. Катович [и др.] ; под ред.Н.К.Катович. –Минск:Национальныйинститутобразования,2020– 192 с.:ил.).
Лучшиеальбомы(8-10)науровнеобластей(г. Минска)будутотобраныглавнымиуправлениямиобразования(пообразованию)облисполкомов,комитетомпообразованиюМингорисполкома,институтамиразвитияобразования,инымизаинтересованными.СоответствующиессылкинаальбомыдолжныбытьнаправленывНациональныйинститутобразованиянаэлектронныйадресvospit_nio@adu.byдо31.05.2024 г.Впоследствиибудетсозданавиртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивнымиссылками,позволяющаяпознакомитсясвиртуальнымиальбомами,подготовленнымивучрежденияхобразованиявсехрегионов.
Приподготовкеипроведениимероприятийреспубликанскогопроекта«ШколаАктивногоГражданина»следуетиспользоватьматериалы изданий «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги»4, «Я –гражданинРеспубликиБеларусь».
О реализации проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классовЦелевыеустановкимероприятийврамкахпроекта«ШАГ»для
учащихсяV–VIIклассовостаютсяпрежнимииопределяютсясодержаниемдевятитематическихблоков,лежащихвосновегражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я иМалаяродина»+«ЯиЗакон»+«ЯиОбщество»+«ЯиПрирода»+«ЯиКультура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин РеспубликиБеларусь».
Мероприятиябудутпроводитьсяодинразвмесяцврамкахклассного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержаниеклассногочасаопределяетсякаждымкласснымруководителемдлясвоего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Формапроведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбираетсяклассным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся,особенностейипотребностейклассногоколлектива,сложившихсятрадиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проектавыступаютклассныеруководителиV–VIIклассов,координируетдеятельностьзаместительдиректораповоспитательнойработе.Повозможностинамероприятияпроектарекомендуетсяприглашатьгостей,личныйпримеркоторыхпозволитвизуализироватьхарактеристикигражданскойкомпетентности.
Обращаем внимание, что в 2022 году на страницах ежемесячногонаучно-практического и информационно-методического журнала
«Веснікадукацыі»былоопубликованометодическоесопровождение
4«РодинамояБеларусь.Знай,помни,береги».Массово-политическоеиздание.АвторыЛ.Ю.Высоцкая,А.А.Корзюк,В.И.Марахин,И.А.Марзалюк,С.Г.Мусиенко,К.В.Пекарь,Н.В.Рокоть,И.И.Ходина.«Издательство“Адукацыяівыхаванне”», 2022.
проекта«ШАГ» дляучащихся V–VIIклассов покаждому из девятиназванныхтематическихблоков,котороеможноиспользоватьв2023/2024учебномгоду.
ПриложениеПримернаятематикамероприятийпроектадляVIII–XIклассов
в2023/2024учебномгоду
№№пп
|
Датапроведения
|
Примернаятематикамероприятий5
|
|
28.09.2023
|
«Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивныхвершин» (олегендахигерояхспорта,представителяхпрофессий,связанных сфизическойкультурой и спортом)
|
|
26.10.2023
|
«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о ролиродителей в создании условий для разностороннего развития детей,значениисемьии семейноговоспитания)
|
|
23.11.2023
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Вэтойкрасевеличавойестьдолятрудамоего»(отруженикахпромышленностиисельскогохозяйства)
|
|
21.12.2023
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Хранителипрекрасного»(одеятеляхкультурыи искусства)
|
|
25.01.2024
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Славныеименавнаукеиобразовании»(одеятеляхнауки,представителяхсистемыобразования)
|
|
22.02.2024
|
«РодинамояБеларусьвлицах.ЗащитникиОтечества»(осотрудникахВооруженныхсил,ПограничнойиТаможеннойслужбы,МЧС)
|
|
28.03.2024
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Преданныеделуистране»(огосударственныхдеятелях,представителяхоргановгосударственногоуправления)
|
|
25.04.2024
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Сзаботойоздоровье»(омедицинскихработниках)
|
|
23.05.2024
|
«РодинамояБеларусьвлицах.Итоги»
|
раскрыть » / « свернуть