Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Апрель, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Горячие новости

 

 14.04.2018  Районный слет отрядов юных инспекторов движения

подробнее...

 

 05.04.2018  Педагогические чтения

подробнее...

 

 05.04.2018  Я знаю

подробнее...

 

 05.04.2018  Педсовет

подробнее...

 

 04.04.2018  Конкурс «Лидер – новое поколение»

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся

Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать, и умело применять знания на практике.

Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.

Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:

  • ВИ – все исполнено;
  • НУ – не знал урока;
  • НЧУ – не знал части урока;
  • ЗУНТ – знал урок не твердо;
  • НЗ – не знал задачи;
  • ВИЗ – все исполнил с избытком.

Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-балки:

  • 1-2 – низкий уровень;
  • 3-4 – удовлетворительный;
  • 5-6 – средний;
  • 7-8 – достаточный;
  •  9-10 – высокий.

Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы

НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.

Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.

Известный педагог Евгений Ильин писал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».

Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: «Оценка» и «Отметка», т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.

В      педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами:

  • Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;
  • Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:

  • Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
  • Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
  • Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
  • Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.  В  практике  учителей  наблюдается  обратная  картина:  учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

  • Вид контроля.
  • Цель.
  • Сроки проведения.
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не

усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и      предупреждения неуспеваемости. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Периодический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) периодического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

Методы контроля – это способы, с помощью которых можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, дидактические тесты, диктанты, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ

  • определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой;
  • обнаружение достижений и успехов учащихся;
  • указание путей совершенствования, углубления знаний, умений;
  • создание условий для включения школьников в активную деятельность;
  • обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
  • воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна.

  • Образовательная функция. Сущность: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся.
  • Контролирующая функция. Сущность: объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся.
  • Диагностическая функция. Сущность: анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности.
  • Стимулирующая функция. Сущность: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.
  • Социальная функция. Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.

Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся.

 

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся (по страницам литературы):

  • великодушие, снисходительность, проявляется в завышении отметок; ü перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку); ü оценка по настроению;
  • отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
  • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и десяток);
  • неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
  • близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
  • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др. Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
  • Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес».
  • Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
  • Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
  • Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.

Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика если:

  • он понял, что от него требуют; 
  • он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
  • он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а служит для накопления формального балла для поступления в вуз.

По результатам психолого-педагогических исследований:

  • 97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться без отметок, аргументируя это тем, что начнётся неразбериха, проблемы с дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех.
  • 100% родителей считают, что отметка в школе нужна. Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка строят в    первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале.