Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Октябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Горячие новости

 

 13.10.2018  Областной пионерский слёт

подробнее...

 

 13.10.2018  День освобождения Лиозно

подробнее...

 

 10.10.2018  День освобождения Лиозненского района

подробнее...

 

 09.10.2018  Районный этап олимпиады по финансовой грамотности

подробнее...

 

 05.10.2018  День учителя !!!

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Самообразование

Самообразование как вид

свободной духовной деятельности

считают самым свободным путем

направленного, разумного формирования

челове­ком разных сторон своего духовного «Я». 

А. С. Роботова

Схема самообразования (по И. И. Казимирской, А. В. Тороховой)

 

Источник самообразования

Деятельность по самообразованию

Результаты

самообразования

Жизнь во всем много­образии своих прояв­лений

• Анализ жизненных си­туаций, ситуаций выбора и принятия решений;

• ретроспективный анализ своего опыта;

• Жизненная мудрость;

• личностное мировоззрение;

•индивидуальный стиль жиз­недеятельности;

 

• сравнение своего опыта с опытом других;

• развитый социальный и прак­тический ум;

 

• организация своего времени жизни;

• самопознание, самосовершен­ствование;

 

• изучение основных сфер

• информированность о пред­посылках   успешной   само-

 

жизненного самоопределе­ния учителя

реализации

Книги, периодическая печать, СМИ, Интер-

• Знакомство     с актуаль­ными и «свежими» публикациями;

• Бытие в курсе важнейших событий;

нет

• знакомство с мнениями ведущих ученых,     выска­зываниями   по   телевиде­нию, радио;

• получение информации о конференциях, семина­рах, выставках

• информированность;

• компетентность

Исследовательская деятельность

•   Курсовое   проектирова­ние, конкурсные проекты;

• исследовательская работа в научных

•Упорядоченность знаний, личностное   мировоззрение;

• свой педагогический стиль;

 

кружках;

• самостоятельное педаго­гическое исследование

• знакомство с миром науки;

•авторская   педагогическая система

Обучение на

разных курсах

• Параллельно основному

курсу освоение дополни­тельных сфер

деятельно­сти (стенография, Интер­нет,     иностранный язык, ораторское искусство и др.)

• Личностный рост;

•профессиональная компе­тентность;

• самоорганизация

Работа     по

основной или

сопутствующим специальностям

• Репетиторство;

•   работа воспитателя, ня­ни, игротехника

• Самопознание;

• самореализация

Хобби

• Занятия в хоре, театре, хореографическом круж­ке, туризм,   краеведение,фото- и кинодело и др.

•Способность   «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связан­ной с профессией;

•контакты с широким кру­гом людей

 

     Самообразование понимается как овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий (чем заниматься), объема и источников познания, установления продолжительности и времени заня­тий (когда и сколько), а также выбора способов удовлетворения познаватель­ных интересов («как?», «каким образом?»).

Методический словарь

Программа(греч. «распоряжение, объявление») — нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность дей­ствий по достижению поставленной цели.

Образовательная программа— документ, отражающий концепцию де­ятельности педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов.

Самообразовательная программа— индивидуальный образовательный маршрут педагога, при прохождении которого он самостоятельно выйдет на определенный им же уровень образованности.

Качества самообразовательной программы

Актуальность — ориентирована на решение наиболее значимых про­блем самообразования.

Прогностичность —отражает требования не сегодняшнего, а завтраш­него дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требовани­ям реализации программы.

Рационалистичность— определяет цели, способы их достижения и име­ющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата.

Реалистичность — должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени.

Чувствительность ксбоям — способность своевременно отражать от­клонения реального положения дел от предусмотренных программой.

Целостность— полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.

Контролируемость— проверка соответствия реально полученных про­межуточных результатов конечным целям.

Сбалансированность— по кадровым, финансовым, материально-тех­ническим, научно-методическим и другим ресурсам.

Принципы разработки самообразовательных программ

Принцип последовательности— содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными воз­можностями самообразовывающегося.

Принцип научности— самообразовательная деятельность должна ос­новываться на научных трудах, первоисточниках, на достоверной и прове­ренной информации.

Принципдоступности — простота освоения материала.

Принцип наглядности— использование широкого круга наглядных по­собий, ТСО, делающих самообразовательный процесс более эффективным.

Принцип связи теории с практикой— выработка умений и навыков на основе знаний и представлений.

Принцип индивидуализации— учет психологических особенностей индивида.

Принцип результативности— соответствие целей самообразования воз­можностям их достижения.

Принцип актуальности— соответствие реалиям общественной и ры­ночной конъюнктур.

Принцип межпредметности— связь с другими областями деятельнос­ти и знаний.

Рекомендации по разработке содержания программ

Программа должна:

а) базироваться на достижениях общемировых и национальных культур­ных традиций, отвечать задачам становления гражданского общества и пра­вового государства, культурно-национальным особенностям региона;

б) учитывать собственный уровень развития субъекта;

в) использовать методы оценки результатов самообразования по программе;

г) включать концептуальные основания самообразовательного процесса, планирование самообразовательной деятельности, изложение последователь­ности освоения содержания;

д) раскрывать условия реализации самообразования: материально-тех­нические, информационные, методические и другие виды обеспечения са­мообразовательного процесса.

Разработка самообразовательной программы

1. Название программы

Название программы должно исходить из конкретной программы про­фессиональной деятельности педагога. Его формулировка должна быть ко­роткой, емкой, привлекательной, отражающей содержание предстоящей са­мообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения млад­ших школьников культуре речевого обучения», «Специфика работы с девиантными детьми» и т. д.

2. Объем программы

Количество печатных страниц текста не должно превышать 10—15.

3. Титульный лист

На верхней строке указывается наименование местных органов образо­вания, на второй строке — наименование учреждения образования, в кото­ром работает педагог.

Ниже на 5 см, справа, делается запись «Утверждаю», указывается фами­лия и инициалы руководителя учреждения образования, дата утверждения.

Параллельно этой записи слева фиксируется «Согласовано», указывает­ся фамилия и инициалы рецензента (заместитель директора, руководитель методического формирования, методист и др.), дата согласования.

В центре страницы прописывается название программы и сроки ее реа­лизации.

Ниже названия, справа указывается фамилия, имя, отчество (полностью) автора программы, его должность.

На последней строке страницы в центре прописывается место и год со­здания программы.

4. Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Технологический план-график самообразования.

3. Оценка эффективности самообразовательной работы.

4. Механизм презентации достигнутых результатов.

5. Литература.

6. Приложения.

Пояснительная записка

     В пояснительной записке дается обоснование необходимости разработ­ки и освоения содержания программы, то есть с максимальной доказатель­ностью дается ответ на вопрос: «Что я хочу освоить и почему?».

Сначала дается вводная характеристика проблемы, к решению которой имеет намерение приступить педагог («в чем проблема?», «почему это про­блема?»). Указывается уровень решенности этой проблемы на момент со­здания программы (в теории и в практике). Обосновывается актуальность решения проблемы для конкретного субъекта. Раскрывается новизна работы как для самообразовывающегося индивида, так идля образования. Таким образом, создается своеобразная преамбула (введение) в проблему, над ко­торой предстоит работать.

   Далее прописывается цель самообразовательной деятельности. Цель — это опосредованное указание на результат самообразовательной работы, к которому должны быть направлены усилия субъекта самообразования. Цель в программе должна быть одна. Цель напрямую должна быть связана с избранной проблемой. Так, если тема самообразования — «Методика работы по формированию выразитель­ного чтения», то цель может быть следующей: «Овладеть умениями для решения проблемы формирования выразительного чтения через создание методики работы» или «Повысить эффективность учебного процесса за счет разработки методики формирования выразительного чтения». Конкретизация цели осуществляется в процессе определения задач — алгоритма действий по пути достижения целей. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: «Как достичь цели?»

При формулировке задач может помочь следующая классификация:

  • познавательные задачи(развитие познавательного интереса, вклю­ченность в познавательную деятельность);
  • задачи развития(развитие личности, активности, самостоятельности,

общения);

  • мотивационныезадачи (мотивация рассматривается, как побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфорт­ной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, вклю­чение в активную деятельность;
  • социально-педагогические задачи(формирование общественной ак­тивности, самореализация в социуме);
  • обучающие (формирование специальных знаний, умений, удовлетво­рение образовательных потребностей);
  • эстетические(привитие навыков аккуратности, опрятности, культуры поведения, формирование умения ценить красоту);
  • оздоровительные(формирование здорового образа жизни).

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления заду­манного. Они должны соответствовать как цели, так и содержанию и методам предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, а совершенность действия («оказать», «отработать», «освоить», «организовать», «создать», «внедрить» и т. д.). Далее излагается концепция педагога (выстраивается модель желае­мого будущего, то есть прописываются прогнозируемые результаты) и ос­новные принципы самообразовательной работы (например, принцип сис­тематичности, последовательности, непрерывности, настойчивости, резуль­тативности, гласности и др.). Говоря иначе, определяется ценностный блок конкретного самообразовывающегося субъекта, его позиция. Это ответ на вопрос: «Что для меня непоколебимо значимо и важно?». После этого дается ответ на вопрос: «Каким образом я могу достигнуть результата?», то есть рассматривается в общих чертах методика самообра­зовательной работы. Следующий аспект пояснительной записки — теоретический базис про­граммы. Автор указывает на тех предшественников (ученых и практиков), их труды и основные положения их работ, на основании которых он предпо­лагает осуществить свою самообразовательную работу. И, наконец, последний аспект пояснительной записки — тезаурус (поня­тийный словарь со специфической для конкретной научной области терми­нологией; здесь — преимущественно педагогический и психологический). В этой части даются ключевые определения, понятия, важнейшие законы и закономерности, которыми оперирует программа.

Технологический план-график самообразования

     Технологический план-график предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. В него могут быть включены раз­личные компоненты, но основными из них будут содержание предполагаемой деятельности («что?») и условия его освоения («как?», «за счет чего?»). При­мерная схема технологического плана-графика может иметь следующий вид:

 

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации

Ресурсы

Результаты (продукты)

 

 

 

 

 

 

 

 

методы

формы

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

В качестве этапов могут быть определены:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

     Популярен и такой подход, когда в качестве этапов прописываются зада­чи, поставленные в самообразовательной программе (в определенной логи­ческой временной последовательности).

     Каждый этап дробится на шаги по его реализации. Например, на подгото­вительном этапе это может быть: изучение специальной литературы, встречи с учеными, методистами и практиками педагогической деятельности, диаг­ностика исходного состояния исследуемой проблемы, обоснование целесо­образности разработки определенного вопроса и др.

     Время прописывается в конкретных сроках. Например: «ноябрь» или

в «течение года».

     Содержание самообразовательной деятельности раскрывается последо­вательно, в соответствии с установленными шагами технологического пла­на-графика.

       Механизм реализации содержания («как освоить определенное со­держание и достичь результатов?») — методы и формы самообразова­тельной работы. Здесь описываются методики и техники, используемые в ходе самообразовательной работы. Основными формами самообразо­вания при этом могут выступать беседы, встречи, дискуссии, опыты, экскурсии и другое; основными методами — анализ, классификация, си­стематизация, обобщение, изучение, внедрение, диагностика, описание,

оценка и др.

     Раздел «Ресурсы» предполагает наличие или создание различных видов оборудования, средств и способов поддержки самообразовательной деятель­ности. Это ответ на вопрос: «Что мне для этого нужно?».

     Раздел «Результаты (продукты)» — это трансформированное переоп­ределение цели деятельности. Например, если в качестве цели было опреде­лено «Изучить литературу по исследуемой проблеме», то в качестве резуль­тата может быть обозначено: «Приобретение теоретических знаний по ис­следуемой проблеме». В качестве предмета — «Аналитическая статья по проблеме». Продукт деятельности — это опредмеченный результат (то, что можно увидеть, к чему можно прикоснуться руками).

   Можно привести еще одну примерную форму-таблицу, фиксирующую содержание индивидуальной работы педагога:

 

Разделы плана

 

 

Задачи деятель

ности

Содер

жание

деятель

ности

Время работы

Формы работы

Результаты

и их

самооценка

Где

рассмат

ривают­ся

итоги

работы

 

   Выбор граф таблицы достаточно условен. Учитель при необ­ходимости может изменять их формулировку или заменять други­ми, исходя из приоритетов в своем развитии.

   По ходу работы в план могут вноситься коррективы и измене­ния, предусматривающие, исходя из практических материалов, иные способы достижения запланированного.

Оценка эффективности самообразовательной работы

В этом разделе самообразовательной программы дается ответ на вопрос: «Каким образом, за счет чего будет оцениваться эффективность работы по самообразовательной, программе?». Следовательно, здесь нужно дать характе­ристики получаемых знаний, умений и навыков самообразовывающегося субъек­та. При этом следует учитывать, что знание определяется в соответствии с тео­ретическими пунктами программы, умение — с практическими, навыки — с культурными. Таким образом, в этой части осуществляется определение и опи­сание критериев оценки результатов самообразовательной работы. В большинстве случаев результат приобретает форму перечня знаний и уме­ний самообразовывающегося. Однако, если речь идет о творческом процессе, то результатами могут быть изменения в познавательных интересах и профес­сиональных намерениях, в психических механизмах (мышление, воображение и т. д.), в практических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами психики, в проявлении стремле­ния к творчеству и овладению приемами творческой деятельности и пр. Должны быть оговорены и показатели выполнения каждой задачи про­граммы, и то, каким образом эти показатели будут использоваться, оцени­ваться и анализироваться.

   Принципиальное требование к данному разделу программы — разработ­ка системы проверки результативности работы на основе описания плани­руемых результатов.

     Результатом самообразования по программе может быть определенный объем знаний, умений, навыков, развитие способностей, повышение пре­стижа, улучшение показателей. Продуктом самообразования — презентабель­ные результаты: выставки, концерты, публикации и др.

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непре­менно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они по­лучились— положительными или отрицательными. Положительные резуль­таты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятель­ности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступления на различных форумах, публикации, сообщения об опыте сво­ей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованны­ми людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, КВН, вик­торины, методобъединения, открытые мероприятия и др.

Литература

Список литературы для самостоятельного изучения составляется в алфа­витном порядке. Указывается фамилия и инициалы автора, заглавие (назва­ние) работы, составитель, место издания, издательство, год издания, количе­ство страниц.

Например:

1. Гречихо, Е. В. Разработка программы по самообразованию. Справочные и методические материалы для педагога / Е.В.Гречихо. Мозырь: Содействие, 2008

Приложения

Эта часть программы является желательной, но не обязательной. В нее могут быть включены:

а) аналитическая статья по проблеме самообразования (написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников);

б) практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе педагогом (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.).

     Таким образом, самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая деятельность человека, направленная на достижение опреде­ленных личностно и (или) общественно значимых общеобразовательных целей.