Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная

Проход по ссылкам навигации

Обнаружили ошибку?

НОВОЕ!

Система Orphus

Календарь новостей

<<Декабрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Горячие новости

 

 05.12.2018  Открытие районного Scratch - центра

подробнее...

 

 29.11.2018  Час кода

подробнее...

 

 26.11.2018  100-летие со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики

подробнее...

 

 22.11.2018  Будущее Родины строить молодым!

подробнее...

 

 22.11.2018  Безопасная экскурсия

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.п. Лиозно, ул.Безуглого, 9
Телефон: 5-13-98, факс: 5-15-42
Электронная почта: sch1@liozno.edu.by

 

Самообразование

Самообразование как вид

свободной духовной деятельности

считают самым свободным путем

направленного, разумного формирования

челове­ком разных сторон своего духовного «Я». 

А. С. Роботова

Схема самообразования (по И. И. Казимирской, А. В. Тороховой)

 

Источник самообразования

Деятельность по самообразованию

Результаты

самообразования

Жизнь во всем много­образии своих прояв­лений

• Анализ жизненных си­туаций, ситуаций выбора и принятия решений;

• ретроспективный анализ своего опыта;

• Жизненная мудрость;

• личностное мировоззрение;

•индивидуальный стиль жиз­недеятельности;

 

• сравнение своего опыта с опытом других;

• развитый социальный и прак­тический ум;

 

• организация своего времени жизни;

• самопознание, самосовершен­ствование;

 

• изучение основных сфер

• информированность о пред­посылках   успешной   само-

 

жизненного самоопределе­ния учителя

реализации

Книги, периодическая печать, СМИ, Интер-

• Знакомство     с актуаль­ными и «свежими» публикациями;

• Бытие в курсе важнейших событий;

нет

• знакомство с мнениями ведущих ученых,     выска­зываниями   по   телевиде­нию, радио;

• получение информации о конференциях, семина­рах, выставках

• информированность;

• компетентность

Исследовательская деятельность

•   Курсовое   проектирова­ние, конкурсные проекты;

• исследовательская работа в научных

•Упорядоченность знаний, личностное   мировоззрение;

• свой педагогический стиль;

 

кружках;

• самостоятельное педаго­гическое исследование

• знакомство с миром науки;

•авторская   педагогическая система

Обучение на

разных курсах

• Параллельно основному

курсу освоение дополни­тельных сфер

деятельно­сти (стенография, Интер­нет,     иностранный язык, ораторское искусство и др.)

• Личностный рост;

•профессиональная компе­тентность;

• самоорганизация

Работа     по

основной или

сопутствующим специальностям

• Репетиторство;

•   работа воспитателя, ня­ни, игротехника

• Самопознание;

• самореализация

Хобби

• Занятия в хоре, театре, хореографическом круж­ке, туризм,   краеведение,фото- и кинодело и др.

•Способность   «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связан­ной с профессией;

•контакты с широким кру­гом людей

 

     Самообразование понимается как овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий (чем заниматься), объема и источников познания, установления продолжительности и времени заня­тий (когда и сколько), а также выбора способов удовлетворения познаватель­ных интересов («как?», «каким образом?»).

Методический словарь

Программа(греч. «распоряжение, объявление») — нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность дей­ствий по достижению поставленной цели.

Образовательная программа— документ, отражающий концепцию де­ятельности педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов.

Самообразовательная программа— индивидуальный образовательный маршрут педагога, при прохождении которого он самостоятельно выйдет на определенный им же уровень образованности.

Качества самообразовательной программы

Актуальность — ориентирована на решение наиболее значимых про­блем самообразования.

Прогностичность —отражает требования не сегодняшнего, а завтраш­него дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требовани­ям реализации программы.

Рационалистичность— определяет цели, способы их достижения и име­ющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата.

Реалистичность — должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени.

Чувствительность ксбоям — способность своевременно отражать от­клонения реального положения дел от предусмотренных программой.

Целостность— полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.

Контролируемость— проверка соответствия реально полученных про­межуточных результатов конечным целям.

Сбалансированность— по кадровым, финансовым, материально-тех­ническим, научно-методическим и другим ресурсам.

Принципы разработки самообразовательных программ

Принцип последовательности— содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными воз­можностями самообразовывающегося.

Принцип научности— самообразовательная деятельность должна ос­новываться на научных трудах, первоисточниках, на достоверной и прове­ренной информации.

Принципдоступности — простота освоения материала.

Принцип наглядности— использование широкого круга наглядных по­собий, ТСО, делающих самообразовательный процесс более эффективным.

Принцип связи теории с практикой— выработка умений и навыков на основе знаний и представлений.

Принцип индивидуализации— учет психологических особенностей индивида.

Принцип результативности— соответствие целей самообразования воз­можностям их достижения.

Принцип актуальности— соответствие реалиям общественной и ры­ночной конъюнктур.

Принцип межпредметности— связь с другими областями деятельнос­ти и знаний.

Рекомендации по разработке содержания программ

Программа должна:

а) базироваться на достижениях общемировых и национальных культур­ных традиций, отвечать задачам становления гражданского общества и пра­вового государства, культурно-национальным особенностям региона;

б) учитывать собственный уровень развития субъекта;

в) использовать методы оценки результатов самообразования по программе;

г) включать концептуальные основания самообразовательного процесса, планирование самообразовательной деятельности, изложение последователь­ности освоения содержания;

д) раскрывать условия реализации самообразования: материально-тех­нические, информационные, методические и другие виды обеспечения са­мообразовательного процесса.

Разработка самообразовательной программы

1. Название программы

Название программы должно исходить из конкретной программы про­фессиональной деятельности педагога. Его формулировка должна быть ко­роткой, емкой, привлекательной, отражающей содержание предстоящей са­мообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения млад­ших школьников культуре речевого обучения», «Специфика работы с девиантными детьми» и т. д.

2. Объем программы

Количество печатных страниц текста не должно превышать 10—15.

3. Титульный лист

На верхней строке указывается наименование местных органов образо­вания, на второй строке — наименование учреждения образования, в кото­ром работает педагог.

Ниже на 5 см, справа, делается запись «Утверждаю», указывается фами­лия и инициалы руководителя учреждения образования, дата утверждения.

Параллельно этой записи слева фиксируется «Согласовано», указывает­ся фамилия и инициалы рецензента (заместитель директора, руководитель методического формирования, методист и др.), дата согласования.

В центре страницы прописывается название программы и сроки ее реа­лизации.

Ниже названия, справа указывается фамилия, имя, отчество (полностью) автора программы, его должность.

На последней строке страницы в центре прописывается место и год со­здания программы.

4. Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Технологический план-график самообразования.

3. Оценка эффективности самообразовательной работы.

4. Механизм презентации достигнутых результатов.

5. Литература.

6. Приложения.

Пояснительная записка

     В пояснительной записке дается обоснование необходимости разработ­ки и освоения содержания программы, то есть с максимальной доказатель­ностью дается ответ на вопрос: «Что я хочу освоить и почему?».

Сначала дается вводная характеристика проблемы, к решению которой имеет намерение приступить педагог («в чем проблема?», «почему это про­блема?»). Указывается уровень решенности этой проблемы на момент со­здания программы (в теории и в практике). Обосновывается актуальность решения проблемы для конкретного субъекта. Раскрывается новизна работы как для самообразовывающегося индивида, так идля образования. Таким образом, создается своеобразная преамбула (введение) в проблему, над ко­торой предстоит работать.

   Далее прописывается цель самообразовательной деятельности. Цель — это опосредованное указание на результат самообразовательной работы, к которому должны быть направлены усилия субъекта самообразования. Цель в программе должна быть одна. Цель напрямую должна быть связана с избранной проблемой. Так, если тема самообразования — «Методика работы по формированию выразитель­ного чтения», то цель может быть следующей: «Овладеть умениями для решения проблемы формирования выразительного чтения через создание методики работы» или «Повысить эффективность учебного процесса за счет разработки методики формирования выразительного чтения». Конкретизация цели осуществляется в процессе определения задач — алгоритма действий по пути достижения целей. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: «Как достичь цели?»

При формулировке задач может помочь следующая классификация:

  • познавательные задачи(развитие познавательного интереса, вклю­ченность в познавательную деятельность);
  • задачи развития(развитие личности, активности, самостоятельности,

общения);

  • мотивационныезадачи (мотивация рассматривается, как побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфорт­ной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, вклю­чение в активную деятельность;
  • социально-педагогические задачи(формирование общественной ак­тивности, самореализация в социуме);
  • обучающие (формирование специальных знаний, умений, удовлетво­рение образовательных потребностей);
  • эстетические(привитие навыков аккуратности, опрятности, культуры поведения, формирование умения ценить красоту);
  • оздоровительные(формирование здорового образа жизни).

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления заду­манного. Они должны соответствовать как цели, так и содержанию и методам предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, а совершенность действия («оказать», «отработать», «освоить», «организовать», «создать», «внедрить» и т. д.). Далее излагается концепция педагога (выстраивается модель желае­мого будущего, то есть прописываются прогнозируемые результаты) и ос­новные принципы самообразовательной работы (например, принцип сис­тематичности, последовательности, непрерывности, настойчивости, резуль­тативности, гласности и др.). Говоря иначе, определяется ценностный блок конкретного самообразовывающегося субъекта, его позиция. Это ответ на вопрос: «Что для меня непоколебимо значимо и важно?». После этого дается ответ на вопрос: «Каким образом я могу достигнуть результата?», то есть рассматривается в общих чертах методика самообра­зовательной работы. Следующий аспект пояснительной записки — теоретический базис про­граммы. Автор указывает на тех предшественников (ученых и практиков), их труды и основные положения их работ, на основании которых он предпо­лагает осуществить свою самообразовательную работу. И, наконец, последний аспект пояснительной записки — тезаурус (поня­тийный словарь со специфической для конкретной научной области терми­нологией; здесь — преимущественно педагогический и психологический). В этой части даются ключевые определения, понятия, важнейшие законы и закономерности, которыми оперирует программа.

Технологический план-график самообразования

     Технологический план-график предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. В него могут быть включены раз­личные компоненты, но основными из них будут содержание предполагаемой деятельности («что?») и условия его освоения («как?», «за счет чего?»). При­мерная схема технологического плана-графика может иметь следующий вид:

 

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации

Ресурсы

Результаты (продукты)

 

 

 

 

 

 

 

 

методы

формы

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

В качестве этапов могут быть определены:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

     Популярен и такой подход, когда в качестве этапов прописываются зада­чи, поставленные в самообразовательной программе (в определенной логи­ческой временной последовательности).

     Каждый этап дробится на шаги по его реализации. Например, на подгото­вительном этапе это может быть: изучение специальной литературы, встречи с учеными, методистами и практиками педагогической деятельности, диаг­ностика исходного состояния исследуемой проблемы, обоснование целесо­образности разработки определенного вопроса и др.

     Время прописывается в конкретных сроках. Например: «ноябрь» или

в «течение года».

     Содержание самообразовательной деятельности раскрывается последо­вательно, в соответствии с установленными шагами технологического пла­на-графика.

       Механизм реализации содержания («как освоить определенное со­держание и достичь результатов?») — методы и формы самообразова­тельной работы. Здесь описываются методики и техники, используемые в ходе самообразовательной работы. Основными формами самообразо­вания при этом могут выступать беседы, встречи, дискуссии, опыты, экскурсии и другое; основными методами — анализ, классификация, си­стематизация, обобщение, изучение, внедрение, диагностика, описание,

оценка и др.

     Раздел «Ресурсы» предполагает наличие или создание различных видов оборудования, средств и способов поддержки самообразовательной деятель­ности. Это ответ на вопрос: «Что мне для этого нужно?».

     Раздел «Результаты (продукты)» — это трансформированное переоп­ределение цели деятельности. Например, если в качестве цели было опреде­лено «Изучить литературу по исследуемой проблеме», то в качестве резуль­тата может быть обозначено: «Приобретение теоретических знаний по ис­следуемой проблеме». В качестве предмета — «Аналитическая статья по проблеме». Продукт деятельности — это опредмеченный результат (то, что можно увидеть, к чему можно прикоснуться руками).

   Можно привести еще одну примерную форму-таблицу, фиксирующую содержание индивидуальной работы педагога:

 

Разделы плана

 

 

Задачи деятель

ности

Содер

жание

деятель

ности

Время работы

Формы работы

Результаты

и их

самооценка

Где

рассмат

ривают­ся

итоги

работы

 

   Выбор граф таблицы достаточно условен. Учитель при необ­ходимости может изменять их формулировку или заменять други­ми, исходя из приоритетов в своем развитии.

   По ходу работы в план могут вноситься коррективы и измене­ния, предусматривающие, исходя из практических материалов, иные способы достижения запланированного.

Оценка эффективности самообразовательной работы

В этом разделе самообразовательной программы дается ответ на вопрос: «Каким образом, за счет чего будет оцениваться эффективность работы по самообразовательной, программе?». Следовательно, здесь нужно дать характе­ристики получаемых знаний, умений и навыков самообразовывающегося субъек­та. При этом следует учитывать, что знание определяется в соответствии с тео­ретическими пунктами программы, умение — с практическими, навыки — с культурными. Таким образом, в этой части осуществляется определение и опи­сание критериев оценки результатов самообразовательной работы. В большинстве случаев результат приобретает форму перечня знаний и уме­ний самообразовывающегося. Однако, если речь идет о творческом процессе, то результатами могут быть изменения в познавательных интересах и профес­сиональных намерениях, в психических механизмах (мышление, воображение и т. д.), в практических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами психики, в проявлении стремле­ния к творчеству и овладению приемами творческой деятельности и пр. Должны быть оговорены и показатели выполнения каждой задачи про­граммы, и то, каким образом эти показатели будут использоваться, оцени­ваться и анализироваться.

   Принципиальное требование к данному разделу программы — разработ­ка системы проверки результативности работы на основе описания плани­руемых результатов.

     Результатом самообразования по программе может быть определенный объем знаний, умений, навыков, развитие способностей, повышение пре­стижа, улучшение показателей. Продуктом самообразования — презентабель­ные результаты: выставки, концерты, публикации и др.

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непре­менно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они по­лучились— положительными или отрицательными. Положительные резуль­таты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятель­ности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступления на различных форумах, публикации, сообщения об опыте сво­ей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованны­ми людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, КВН, вик­торины, методобъединения, открытые мероприятия и др.

Литература

Список литературы для самостоятельного изучения составляется в алфа­витном порядке. Указывается фамилия и инициалы автора, заглавие (назва­ние) работы, составитель, место издания, издательство, год издания, количе­ство страниц.

Например:

1. Гречихо, Е. В. Разработка программы по самообразованию. Справочные и методические материалы для педагога / Е.В.Гречихо. Мозырь: Содействие, 2008

Приложения

Эта часть программы является желательной, но не обязательной. В нее могут быть включены:

а) аналитическая статья по проблеме самообразования (написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников);

б) практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе педагогом (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.).

     Таким образом, самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая деятельность человека, направленная на достижение опреде­ленных личностно и (или) общественно значимых общеобразовательных целей.