«Не жди, что твой ребенок будет таким,
как ты или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать собой, а не тобой» (Я. Корчак).
Что дает ему родительская любовь, почему она важна?
Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом, даже молчанием – мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику – «Ты не можешь!», невнимание – «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю».
Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, Вы должны отдавать себе отчет, какое сообщение Вы сейчас ему посылаете. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от Вас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка родители все сильнее стремятся его «воспитывать» и часто не задумываются о том, насколько ему необходимо их тепло, принятие и одобрение.
Родители, часто, просто не фокусируют свое внимание на том, как обращаются к детям. А они всегда понимают Вас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».
Дети настолько не уверены в Вашем к ним отношении?
Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления Вашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек – мама обрадовалась, я подарила – обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала – ничего, а я пролил – меня отругали» … Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе – это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший.
Так как же родителям выражать свою любовь? Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему.
Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день.
Любить не «за то, что он...» или «если он...», а просто потому, что он есть. У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям – и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе. Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить – и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?
К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства – это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание – это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего, нужно построить с ребенком человеческие отношения. Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь – не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что Ваша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий.
Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда вы открыто и искренне выражаете свои чувства, дети видят, что Вы тоже живые люди, – и, в свою очередь, начинают доверять нам.
Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.
ЛЮБИТЕ РЕБЁНКА ПРОСТО ТАК, НИ ЗА ЧТО, А ПОТОМУ ЧТО ОН ЕСТЬ, ЧТО ОН ВАШ РЕБЁНО
ТЕМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ССЕМИКЛАССНИКО"
" В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках"
Гёте
В 12-13 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.
Семиклассники (дети 12—13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок - или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 12—13 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях учащихся. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те, или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы подростков быстро гаснут, так как они испытывают вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), они быстро разочаровываюся в этой сфере или в самих себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Такие дети нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
ФОРМАЛИЗМ В УЧЁБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. В учебном процессе необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.
При первом виде формализма учащиеся, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у подростков, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Именно в подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему разбираться в людях, в их поступках. В то же время, подросток не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из - под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять занятия и игры своего ребёнка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать его время, обеспечить его развлечениями и организовать его досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из - под их контроля. В этот период старайтесь говорить с подростком откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором находятся ваши дети. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Конфликты, возникающие в это время, происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где у всех есть права и обязанности, где подросток имеет право голоса. Не забывайте слова Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». Поэтому не спешите осуждать своего ребёнка! "Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа" Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь помогите им в сложный период взросления!
Всё это требует от нас с вами пристального внимания к ребёнку, предельной тонкости, деликатности, осторожности в общении с ним. Любите своих детей! Успехов вам в их воспитании!
Памятка для родителей 1.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка. 2.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4.Постарайтесь делать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 5.В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап. 6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 7.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Памятка
Какие способы общения помогают разрешить конфликт
•покажите ваши огорчения по поводу возникших противоречий; •используйте «активное слушание»; •предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам; •не высказывайте никаких негативных оценочных суждений; •ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны и уверенны в себе; •не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
Косультация 2"Поростковый возраст: <font color="#ff0000">проблемы</font> полового созревания."
Ребенок, подросток и агрессивная среда.Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.
Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.
Ha первом этапе (пятые-шестые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.
В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.
В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.
На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.
Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).
Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.
Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.
Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Если дома и в школе понимают сущность тех изменений, которые происходят у подростков, разумно реагируют на них, этот трудный период детства может пройти безболезненно и благополучно. В школе необходимо создать условия, чтобы подростки могли удовлетворить возникающие у них новые потребности, в частности, организовать ученическое и общественное самоуправление, чтобы они могли потратить накапливающуюся у них избыточную энергию на выполнение какой-либо непростой задачи.
Протекание полового созревания у девочек и мальчиков проходит неодинаково.
Половое развитие девочек
Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза — увеличение его размеров и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез, но у разных девочек оно протекает по-разному. У некоторых оно начинается поздно — в 13–14 лет, но протекает более интенсивно. Девочки, у которых молочные железы развиваются рано и интенсивно, обычно стесняются этого и пытаются маскировать одеждой свою грудь, сутулятся. Надо разъяснить им естественность и закономерность происходящих с ними изменений.
Первая менструация — монархе — наступает у девочек обычно в 13 лет, но может и позже. У девочек плотного телосложения бывает раньше, у худощавых — позже.
Менструальный цикл не сразу становится регулярным. Нормальный срок становления менструальной функции занимает до полутора лет. У большинства девочек менструации наступают через 28 дней, но нормальными считаются и сроки от 21 до 30–32 дней. Важно лишь, чтобы ритм был постоянным. В среднем менструация длится 3–5 дней, но может быть и 1–2 или 4–5 дней.
Половое развитие мальчиков
Оно начинается с увеличения темпов прироста длины и массы тела. До 9–10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет, а в последующем они значительны.
У мальчиков высокий темп увеличения длины тела сохраняется и после 17 лет, когда девочки перестают расти. Значительное нарастание массы тела у мальчиков происходит в период между 11 и 16 годами, составляя около 25–27 кг, рост за этот период увеличивается на 25–35 см.
До 10 лет рост мальчиков в среднем одинаков или несколько больше, чем у девочек; в возрасте от 10 до 13 лет девочки обычно обгоняют мальчиков в росте, но после 13 лет мальчики наверстывают упущенное, и к 17 годам различие в росте в среднем достигает 14–15 см. Однако в последние годы происходит процесс бурной акселерации как мальчиков, так и девочек, и пропорции в росте между ними нивелируются.
В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте,— примерно на 8–9 кг до 14 лет; но потом мальчики имеют большую массу тела, чем девочки.
Вторичные половые признаки появляются у мальчиков в разные сроки. Сначала происходит увеличение яичек (в 10–11 лет), в последующие 3–4 года они интенсивно растут и созревают. Отчетливым признаком полового созревания является лобковое оволосение, а с 16 17 лет начинается рост волос на лице. Другим показателем полового созревания мальчиков является появление поллюций — извержения семени во сне. Обычно этому предшествуют сновидения эротического характера, происходят эрекция и оргазм. Частота поллюций различна, но в среднем они бывают не чаще одного раза в 15–20 дней.
В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ — кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву — происходит мутация голоса.
Очень важно подготовить подросткам к изменениям в организме, и в целом это задача ложится на плечи родителей. Так как готовность подростка к изменениям способствует сохранению эмоционального благополучия и пониманию причин изменения в своем организме.
Консультация 4«Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов»
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Причины конфликтов среди детей:
-Изменение объективного положения подростка в жизни.
-Обновление мотивационной сферы. Если раньше ведущим типом деятельности была учеба, то теперь – взаимодействие со сверстниками.
-Противоречие между повышением его потребностей и ограниченностью средств.
-Самоутверждение.
-Неадекватная самооценка.
-Соотнесение себя с “эталоном взрослости”.
-Конфликтность как черта личности.
Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.
Стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
Стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
Стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
Стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
А теперь немного отвлечемся…
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Обдумайте свой ответ.
Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав, что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.
По ответам определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации вы предпочитаете.
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.
Правила разрешения конфликтов у подростка родителем:
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.
Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
Более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды.
УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ СЛОВАМИ И НЕ ПЕРЕВОДИТЬ КОНФЛИКТ В ДРАКУ!
Консультация 4
ППодростки в социальных сетях: <font color="#ff0000">безопасное</font> поведение
В настоящее время опасности, связанные с пребыванием в социальных сетях, выходят на первое место.
Важно объяснять подросткам, что имя (ник), картинки (аватарка) и наполнение страницы в социальной сети могут многое сказать о пользователе. Преступник может понять интересы подростка, его мировоззрение, религиозные предпочтения, определить его самооценку, и какой тип поведения ему свойственен. Например, выставление напоказ фотографий рядом с дорогими машинами, с коктейлями в дорогих клубах и другими атрибутами гламурности, часто говорит о неуверенности пользователя.
Поэтому для безопасности подростка и безопасности тех, кто ему дорог, не рекомендуется размещать в социальных сетях:
- полную дату своего дня рождения (можно указать лишь день и месяц), а также свой адрес, номер телефона, место учёбы, место прогулок, время возвращения домой, сообщать в статусах, что кроме него, никого дома нет;
- информацию о родных людях: имена и даты рождения родственников, а также отмечать на фотографиях имена своих родственников и друзей;
- информацию о том, где подросток находится и куда собирается (можно использовать лишь прошедшее время, например, «вернулась из лагеря – вот мои фотографии»). Но необходимо учесть, что выставленными фотографиями может воспользоваться кто угодно;
- такую информацию, которая предназначена только определённым лицам, а о ней может узнать весь мир. Например, девушка отправляет в интернете сообщение о беременности своей задушевной подруге, а узнают о ней все желающие.
На просторах интернета много нежелательных и даже опасных ресурсов для подростков. Среди них сайты, содержащие:
- порнографию;
- жестокость, агрессию, насилие, расовую нетерпимость, экстремизм, употребление наркотиков;
- сведения о деструктивных сектах, раскручивающих на деньги, финансовые аферы, рассказывающих о способах суицида. Очень большая опасность заключается в том, что не всегда такие сайты можно определить с первого взгляда, даже взрослому;
- знакомства; эти социальные сети опасны заменой реальных увлечений, реальных встреч с друзьями на виртуальные, а также возможностью познакомиться со взрослым человеком, который имеет криминальные намерения. Преступник может назначить встречу в реальном мире, под видом друга или подружки из социальной сети или онлайн игры;
- с онлайн играми. Играя в эти игры, подросток может слишком глубоко погрузиться в виртуальный мир, из которого потом трудно будет выбраться. Игры со слишком жестоким или сексуальным сюжетом наносят вред психике. А многопользовательские миры еще и потенциально опасны игровыми партнерами, которыми могут оказаться криминальные элементы и разного рода извращенцы;
- с интернет-казино, ставками на спорт и другими подобными ресурсами, формирующими зависимость от азартных игр, стимулируют подростка на денежные траты и воровство;
- с финансовыми аферами. Аферисты всех мастей используют любую возможность для того, чтобы забрать деньги пользователей. Они часто привлекают к этому подростков, которые становятся слепым орудием в их руках.
Уберечь подростков от посещения подобных страниц в интернете на домашнем компьютере поможет:
- активация на компьютере «Родительского контроля» — специальной программы (или пакета программ);
- установка специализированного программного обеспечения, «детский браузер»;
- использование стандартных фильтров поисковых систем, например, Яндекса («семейный поиск») или Google («строгая фильтрация»);
- функции ограничения доступа в стандартных системах безопасности, например, в антивирусных пакетах;
- специализированные приложения для фильтрации запрещенных сайтов, например, KinderGate.
В интернете помимо опасностей социальных, есть ещё опасности чисто технические: вирусы, обманщики. Если не установить антивирусную программу, то легко можно заразить компьютер вредоносным программным обеспечением. Плоды вирусов: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы.
Родители должны знать, что подросток может выйти в интернет не только дома, но и у друзей, в школе или каких-то специализированных кружках, с любых мобильных устройств и где угодно. Существует много устройств для выхода во всемирную паутину, например, сотовый телефон, который трудно защитить от опасных сайтов. В данном случае могут помочь специальные дополнительные приложения.
Только ограничительные меры не смогут защитить подростка от опасных сайтов.
Главное - правильное воспитание и доверительные отношения с подростком. Взрослым необходимо принимать участие в его «виртуальной» жизни и помогать различать хорошее от плохого. Стимулировать у подростка развитие критического мышления. Время от времени сидеть рядом с ним, когда он играет в игры. Совместно посещать с подростком его любимые сайты, вникать в его интересы. Надо чаще говорить подростку о том, что не все люди в интернете являются теми, за кого себя выдают. Среди них есть мошенники, преступники, сектанты-вербовщики. Важно объяснить подростку, что не все, что он читает или видит в интернете — правда.
Родителям нужно помогать подростку решать его проблемы, даже если они кажутся им пустяковыми.
Необходимо объяснить подростку, что родители ему доверяют, но очень беспокоятся о его безопасности.
Правила безопасности пребывания в социальных сетях можно свести к 3 базовым принципам:
1. Предвидеть опасность
2. По возможности избегать опасности
3. При необходимости действовать совместно с педагогами и психологами.
И главное, все то, чему родители учат своего ребёнка, они должны подкреплять собственным примером.
Консультация
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ?»
«Успех не придет к Вам. Вы сами должны дойти до него». (Марва Коллинз)
Мало вырастить ребенка, необходимо сделать его самостоятельным и способным жить отдельно от родителей. Как правило, у подростков и без подсказки взрослых появляется стремление к самостоятельности и независимости — если любящие взрослые будут не мешать, а помогать, наставлять на путь истинный дельными советами, а не заманиванием в теплое, уютное родовое гнездо. Только не надо путать самостоятельность и ответственность. Если молодой человек считает себя слишком самостоятельным, чтобы отчитываться перед родителями за свои действия, сидя при этом у них на шее — это уже проблемы родителей, потому что они это допустили.
Для того чтобы подросший ребенок стал самостоятельным, необходимо создавать ему развивающие условия, при которых он захочет узнавать и делать что-то новое. Если по каким-то причинам стремление к самостоятельности у совершеннолетнего «ребенка» проявляется только в том, чтобы родители не мешали ему заниматься своими делами, но продолжали предоставлять ему «и стол, и дом», то это уже не самостоятельность, а иждивенчество. В самом деле, зачем ему устраиваться на работу, куда-то спешить, что-то делать, если в родительском доме тепло, сухо и комфортно? Вот только слова «сухо и комфортно» — это слова из рекламы о подгузниках. Согласитесь, что к совершеннолетию забота о сухости и комфортности должна перейти от родителей-бабушек-нянечек к подросшему ребенку.
Тогда придется принять меры, вынуждающие наследника прилагать какие-то усилия для своего самообеспечения и в дальнейшем независимого существования. Вот только методы шоковой терапии по принципу «все и сразу» здесь могут обернуться катастрофой. Не каждый человек способен мгновенно научиться плавать, если его бросить в воду, — некоторые могут и захлебнуться, а у кого-то может начаться паника, и такая паника будет возникать каждый раз при виде «большой воды». Приучать ребенка к самостоятельности (в том числе и финансовой) следует постепенно. Обстановка в родовом гнезде должна постепенно перестать удовлетворять все нужды «малыша», и ему придется все больше и больше о себе заботится — при этом страховка родителей никогда не помешает.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 5: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ.
1. Каким вы хотите увидеть своего ребенка через несколько лет? Не поленитесь записать. Стандартные короткие ответы вроде «богатым и знаменитым», «успешным и здоровым» придется детализировать. Что именно (и сколько именно) вы считаете богатством, в какой среде он должен быть знаменит, что входит в понятие «успешность», каковы границы здоровья? Попытайтесь детализировать род его деятельности, место жительства. Например: «Он закончит строительный институт и будет работать архитектором в крупной строительной фирме, получать такую-то зарплату и жить в собственной квартире».
2. Каким видит свое будущее ребенок? Обязательно спросите у него самого — может оказаться, что он мечтает, например, о карьере журналиста, а институт заканчивает (если он еще не бросил учебу тайком от вас), чтобы не ссориться с родителями. Такое бывает. И не факт, что, если вы дадите ему возможность реализовать свои способности (если они действительно есть, а не придуманы), он не станет известным журналистом, хотя мог бы получиться и заурядным архитектором.
3. Сравните и обсудите результаты. Возможно, ваши цели диаметрально противоположные. Поэтому в их достижении вы действуете как Лебедь, Рак и Щука. Может оказаться, что вы многого не знаете о жизни своего взрослого ребенка. Например, вы считаете, что ваша главная обязанность — дать сыну хорошее классическое образование, а он уже два года ходит на пары кое-как, предпочитая все свободное время проводить за компьютером, придумывая новые программы, твердо решив стать программистом и тихо ненавидя гуманитарный вуз, в который вы «по блату» помогли ему поступить.
4. Найдите компромисс. Возможно, «ребенок» совершенно искренне считает, что высшее образование ему ни к чему, и, как только вы отпустите его на свободу, постижение наук для него закончится. Попытайтесь договориться. Например, вы помогаете ему с финансами до тех пор, пока он получает образование, а в свободное от занятий время он может заниматься журналистикой или компьютерами, сколько душе угодно. В конце концов, если он действительно найдет свое призвание в другой сфере деятельности, то получить второе образование по специальности будет намного быстрее, дешевле и проще.
5. Обсудите роль денег в его будущей жизни. Сколько он сможет зарабатывать, если будет заниматься тем, что ему нравится (хотя бы для начала), и какую жизнь будет при этом вести? Сколько он будет получать, если все-таки не завершит образование? Может быть, есть смысл уже сейчас искать работу? Как именно он собирается распорядиться своими деньгами, на что их потратит?
6. Финансовая подготовка. Знает ли взрослый ребенок, сколько денег уходит на его содержание? Какова (хотя бы примерно) сумма расходов на питание, проживание, развлечения? Смог бы он сам заработать на себя? Может быть, ваш наследник уже работает и может отдавать часть заработка на коммунальные расходы и на питание? Объясните, что ваша цель — не сэкономить на взрослом ребенке, а научить его обращаться с деньгами и стать самостоятельным. Не лишним будет и семейное обсуждение бюджета, определение приоритетов, распределение расходов.
7. Бюджет Ведение бюджета — единственный способ контролировать финансы. Если вам кажется мелочным подсчет денег с точностью до копейки, постарайтесь хотя бы разделить деньги га кучки (конверты, счета) с четким предназначением: на питание, на оплату коммунальных услуг, на оплату обучения, на транспорт, на развлечения. Если вы выдаете взрослому ребенку определенную сумму в месяц на его расходы — не постесняйтесь поинтересоваться, куда именно расходуются деньги. Не уточняйте детали с дотошностью следователя, если в графе (письменной или воображаемой) «развлечения» стоит сумма, не превышающая 20%, — не обязательно уточнять, как именно он их тратит. Не все взрослые люди могут похвастаться финансовой зрелостью и взвешенностью в денежных вопросах — чего уж ожидать этого от ребенка (даже взрослого), который все еще находится на иждивении у родителей.
8. Прекрасное далеко. Научите ребенка откладывать часть своих денег на будущее. Иначе, сколько бы вы ему не давали или сколько бы он не зарабатывал, — всегда будет мало. Объясните механизм потребительских кредитов и последствия его использования. Если есть возможность, покажите кредитные договора — акцентируйте внимание на процентах и комиссиях, которые прилагаются в нагрузку к почти бесплатному кредиту.
9. Дайте ребенку время адаптироваться к вашим новым условиям жизни вообще и его воспитания в частности. Помните, ваша главная задача — не наказать за безграмотность и нежелание слезать с родительской шеи, а научить жить самостоятельно, то есть самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, планировать доходы и расходы и нести ответственность за свои поступки в частности и за свою жизнь вообще.
10. «Не могу» или «не хочу»? Если «ребенок» что-то не понимает и не может научиться — скорее всего, на это есть две причины: а) вы плохо объясняете, и он не может понять; б) он чувствует, что вы все равно позволите ему удобно жить у вас «за пазухой» и будете выполнять все его прихоти — так зачем же напрягаться, все и так будет замечательно. Он не захочет учиться, не увидит в этом необходимости..
Консультация 6
Подросток не хочет учиться: что делать? Как мотивировать к учёбе?
Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?
Подростковый возраст — время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Почему подростки не хотят учиться?
«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
Чувство взрослости. Подростковый возраст — стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь — не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат — отсутствие желания учиться.
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия.
Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
Отсутствие интереса. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей — выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения — процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности. Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант — мотивировать к обучению.
И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЦТ — не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.
В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас на экзамене». Многим подросткам знакома такая ситуация.
Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус.
Ученики говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:
уроки в школе были интересней;
постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
в школе было бы лучше развито самоуправление;
были доверительные отношения с родителями;
правильно были организованы деятельность и время;
дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 9 — купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»
Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».
Методы мотивации к учёбе
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
4. Ваш ребёнок увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу — не обойдётся без знания языков.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами — расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа — это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки — уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться — позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное — чтобы выбранное дело приносило счастье.
Помните о том, что мотивация — долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Самоорганизация в учёбе: практические советы
Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых — помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.
Главное условие успешной учёбы — самоорганизация.
Самоорганизация — способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:
научиться грамотно распределять своё время;
выработать собственный режим дня;
научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
не откладывать школьные дела на последний момент;
сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
ставить напоминания в телефон;
не пропускать уроки без уважительной причины;
установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
распланировать свободное время;
не оставлять дела незаконченными;
записывать в дневник свои достижения в школе;
попробовать себя в трудовой деятельности;
найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.
Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными
Подросток не хочет учиться: как мотивировать подростка к учёбе? Советы родителям
Советы родителям:
1. Выполнять обещания, данные ребёнку.
2. Придерживаться намеченного плана.
3. Грамотно организовывать досуг.
4. Хранить вещи на своих местах.
От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.
Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период — сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.
КОНСУЛЬТАЦИЯ: "ПОДРОСТОК И ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА"
Самая большая ценность в любой семье – здоровье и благополучие ребенка.
Но, к сожалению, все больше и больше детей и подростков приобщаются к психоактивным веществам: табак, алкоголь и наркотики.
Задумайтесь: ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
Основной мотив – любопытство. Также лидируют мотивы «ради удовольствия», «неприятности», «предложение друзей». Причиной дальнейшего употребления наркотиков является самостоятельное желание молодежи (5%), скука и неумение организовать свой быт (3%), невозможность порвать с плохой компанией (1 %).
Наркомания – это трагедия семьи и общества. За сухими и безликими цифрами статистики стоят изломанные, искалеченные судьбы подростков. И каждый раз хочется задать вопрос: почему дети становятся наркоманами? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить причины возникновения болезни. Наиболее значимыми в развитии наркозависимости являются следующие:
неблагоприятная семейная атмосфера;
отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей;
наличие в семье родственников с заболеваниями наркологического профиля;
особенности личности ребенка (внушаемость, наивность, простодушие, склонность к риску и т. д);
воспитание в семье.
Наркомания – тяжелая и трудноизлечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов.
Приобщение к употреблению наркотиков проходит, как правило, через несколько последовательных стадий:
Первые пробы. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все».
Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в определенной знакомой компании.
Психическая зависимость. Появление потребности принимать наркотики, чтобы вновь и вновь испытать приятные ощущения.
Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм психоактивного вещества.
Физическая зависимость. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, причиняющие подростку выраженные страдания (ломка), эмоции тоски, тревоги, злобности, вплоть до попыток самоубийства.
Повышение чувствительности к наркотику. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10 – 100 раз, по сравнению с первоначальной. Соответственно увеличивается токсическое действие препарата на организм.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВОТИКОВ:
частая резкая смена настроения;
необычная агрессивность;
раздражительность;
потеря аппетита или обжорство;
падение интереса к школе, спорту, друзьям, хобби;
нехарактерная сонливость;
снижение памяти, неспособность сосредоточиться;
постоянная ложь и скрытность;
пропажа денег или различных вещей из дома;
наличие на теле непонятных пятен, отметин, специфический сладковатый запах от одежды;
неряшливость в одежде или подчеркнутая аккуратность.
По данным врачей-наркологов, большинство взрослых обнаруживают наркотическую зависимость у своих детей слишком поздно – спустя 1,5 – 2 года после того, как был попробован первый наркотик. Многие родители испытывают шок, растерянность, чувство беспомощности.
Очень многое зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, актуальна простая истина: дети требуют внимания!
На что следует обратить внимание родителям при воспитании детей?
Родители должны приложить усилия к развитию у ребенка таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе, независимость, способность противостоять негативным факторам.
Главное, не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы.
Роль родителей заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни.
Нужно ли разговаривать с детьми о наркотиках?
Роль родителей в раннем предупреждении наркомании очень важна. Если вы уверенны, что ребенок достаточно зрел для обсуждения данной темы, доверительно обсудите с ним опасность употребления наркотиков. Необходимо выбрать подходящий момент для разговора (на отдыхе, или когда по телевизору покажут сцены, например с курением). У родителей есть возможность скорректировать неправильные представления своих детей.
Есть простые правила семейной жизни, которые могут избежать беды.
Общайтесь друг с другом. Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям. Но кто они и что могут посоветовать вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного общения со своим ребенком.
Выслушивайте друг друга.Умение слушать – основа эффективного общения. Будьте внимательны к своему ребенку, выслушивайте его точку зрения, не споря с ним.
Ставьте себя на его место.Подростку кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Покажите, что вы осознаете насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам интересно то, что с ним происходит.
Проводите время вместе. Очень важно, когда родители вместе с ребенком занимаются спортом, музыкой или чем-нибудь иным. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении употребления наркотиков. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем.
Дружите с его друзьями.Очень часто ребенок впервые пробует наркотики в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка. Привлечь к занятиям спортом либо творчеством.
Помните, что Ваш ребенок уникален.Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, видит, как вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. Это будет побуждать его заниматься полезными делами. Никогда не унижайте ребенка. Помните, что он такая же личность, как и Вы. Любите ребенка просто так, а не за то, что он красив и умен.
Говорите с ребенком с любовью.Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, порицаний. Не вымещайте на ребенке свою злость и обиды за неудачи в работе и личной жизни.
Подавайте пример. Очень важен родительский пример. Прежде стремитесь к идеалу в себе, а потом уже в своем ребенке. Не старайтесь сделать из ребенка свою копию.
Дети учатся жизни, которой они живут.
Пусть ваши дети увидят лучшее, благодаря своим родителям!
разгарнуць » / « згарнуць