Урок русского языка в 10-м классе по теме «Текст и его признаки».
Цели урока:
Образовательные:
- углубить теоретические знания о тексте;
- повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
- формировать умения и навыки правильно анализировать текст в заданиях ЦТ.
Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания;
- развитие умения применять полученные знания;
- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
- развивать интерес к тексту ;
- формировать правильную культуру речи.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний. Орфоэпическая разминка
- На доске записаны слова, учащиеся их переписывают в тетрадь и ставят ударение
Верба, диспансер, дефис, легкоатлет, щавель, ненависть, украинцы, туфля, недуг, искра, статуя, зубчатый, табу, втихую, шасси, откупорить, зазвонит, мастерски, бармен, километр, кухонный, жалюзи, мускулистый, сливовый, кашлянуть, партер, фарфор, понял, столяр, посланец, черпать.
- Связано ли это задание с нашей темой урока?
III. Постановка учебной задачи.
1. Сформулируйте тему урока: Текст и его признаки.
2. Поставим задачи, которые помогут разобраться с этой темой (углубить теоретические знания о тексте, какими признаками обладает, научится видеть эти признаки в текстах, учиться самим правильно строить текст).
3. Эта тема, конечно же, не является для вас новой.В каком разделе русского языка изучается данный материал? (Текстоведение. Это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений.)
А) Работа с теорией (дополнительное пособие )
Теперь работать будем в группах.
Учащиеся озвучивают сведения о внутренней и внешней формах текста, о композиции текста. отвечает теорию(определение текста и его признаки)
- Сейчас я читаю фрагмент, а вы должны ответить мне, текст ли это. Докажите, используя сведения, которые вы сейчас повторили.
- Кошка и человек знакомы давно - более шести тысяч лет. И все равно кошка остается загадкой. Она вполне может обойтись без человека, чего не скажешь о последнем. Изучив много материалов о кошках, можно ничего не узнать о них. Как же познать это животное? Очень просто - заведите себе кота и наслаждайтесь!
- На нашем сайте собраны самые полные сведения о кошках. Сайт разделен на темы: породы кошек, болезни кошек, окрасы кошек, язык кошек, питание кошек, воспитание и обучение кошек. Все темы освящены достаточно подробно и понятно. К вашим услугам консультации зоопсихолога и фелинолога.
- Моя кошка - вредная злюка. В мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек, От этой игры мои ноги периодически имеют очень специфичный полосатый вид. И все равно кошка остается загадкой.
Б) Закрепление.
упр. 38 ( задание 1-3)
-Какие средства связи использованы?
-Таким образом, какие признаки текста присутствуют в этом отрывке? (тема, идея, стилевое единство, завершённость, связность, соответствие одному типу речи)
V. Самостоятельная работа ( работа на отметку)
Текст к заданиям А29, А30 и В1–В5
(1)Мы совершили множество открытий, разгадали несметное количество тайн, но всѐ же остались ещѐ в мире чудеса, которые нас удивляют, перед которыми мы благоговеем. (2) Не всѐ лежит на поверхности и открыто нашим глазам, но если захотеть... (3) Чудом может оказаться целая страна или какой-нибудь еѐ уголок.(4) А не уголок, так пещера, подземные дворцы которой вызывают восхищение. (5) Чудом может стать ледяной родничок, струящийся в царстве раскалѐнных зноем камней. (6) А если не родник, то цветок. (7) А если не цветок, то красивая девушка, смеющийся ребѐнок или благородный поступок, согревающий наши сердца, словно ласковый солнечный луч.
(8) Разве не чудо бьющие из-под земли горячие и холодные источники Камчатки и Исландии или фонтанирующие из огромных гипсовых ваз гейзеры Йеллоустонского национального парка? (9) Иначе как чудом и не назовѐшь зимнее, искрящееся на ветках деревьев солнце, когда оно днѐм рассыпается по каждой снежинке, по каждому кристаллику инея. (10) Ослепительный мрамор античных скульптур и белый песок речных пляжей, запах моря с полотен Айвазовского и аромат маминого рождественского пирога, вечность в ликах святых на иконах Андрея Рублѐва и любовь в глазах родного человека – всѐ это чудеса, которыми украшена наша жизнь и которые мы часто не замечаем.
(11) Чудо. (12) Иногда, чтобы увидеть его, достаточно просто посмотреть вокруг. (13) А иногда нужно вглядеться в один-единственный цветок. (14) Только пожелай.
А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:
1) В мире есть чудеса, которые могут нас удивить.
2) Чудом может оказаться и пещера, и ледяной родничок, и красивая девушка, и цветок.
3) Благородный поступок не может стать чудом.
4) Горячие и холодные источники Камчатки и Исландии не поражают наше воображение.
5) Порой достаточно просто посмотреть вокруг – и ты увидишь чудо.
А30. Укажите, какие из приведѐнных характеристик соответствуют данному тексту:
1) научный стиль речи;
2) публицистический стиль речи;
3) тип речи – повествование;
4) задача речи – рассказать о разнообразии ландшафта Йеллоустонского национального парка;
5) задача речи – убедить читателя в том, что чудеса вокруг нас
В1. Найдите в тексте (среди предложений 11– 14) предложение, связанное с предыдущим при помощи местоимения.
В2. Найдите в предложениях 8–10 слово, употреблѐнное в значении ‘относящийся к истории и культуре древних греков и римлян’. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В3. Найдите в 9-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В4. Найдите во 2-м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В5. В приведѐнных ниже предложениях найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Поддерживать гармоничные отношения с миром, добиваться успеха в жизни человеку помогает способность понимать окружающих, чувствовать их настроение. Это позволяет ему успешно учавствовать в происходящем вокруг.
Рефлексия.
Д/з. составить кластер, или таблицу , или ОК по теме «Текст»
разгарнуць » / « згарнуць