«Апробация модели концентрированного обучения
на III ступени общего среднего образования»
(2024-2029)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Полное название проекта: «Апробация модели концентрированного обучения на III ступени общего среднего образования» (2024–2029 гг.).
Данные о руководителях:
Зеленко Ольга Владимировна, проректор по научной работе государственного учреждения образования «Академия образования», доктор педагогических наук, доцент (8 (017) 200 74 76, 8 (017) 229 19 37);
Короткевич Вячеслав Иванович, заведующий сектором сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования государственного учреждения образования «Академия образования» (8 (017) 200 66 33)
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:
- Государственное учреждение образования «Ветринская средняя школа имени Д. В. Тябута Полоцкого района»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Борисова»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Витебска имени Ж. И. Алфёрова»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Новогрудка»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Барановичи»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 6 имени Ф.Э.Дзержинского г. Гродно»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 8 г. Витебска»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 10 имени Митрополита Филарета (Вахромеева) г. Гродно»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 16 г.Минска»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 17 г.Минска»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 51 г.Гомеля»;
- Государственное учреждение образования «Городечненская средняя школа»;
- Государственное учреждение образования «Дворецкая средняя школа»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа имени М.В.Октябрьской г.п.Лиозно»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г.Сенно имени А.К.Касинцева»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Орши имени В.С.Короткевича»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г.Барановичи»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 24 г.Минска»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 28 г.Бреста»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 51 г.Минска»;
- Частное учреждение образования «Минская международная гимназия»
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Идея экспериментального проекта связана с апробацией модели концентрированного обучения на III ступени общего среднего образования в целях повышения качества профильной подготовки учащихся.
Новизна проекта заключается в реализации трех стратегий концентрированного обучения:
– укрупнении расписания, предполагающем сокращение количества учебных предметов, изучаемых в течение учебного дня / учебной недели;
– использовании модульных учебных планов, в структуру которых будут включены учебные занятия по учебным предметам, изучаемым на базовом и повышенном уровнях, факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия;
– перераспределении часов на изучение профильных и непрофильных учебных предметов при сохранении требований к основным образовательным результатам.
В рамках реализации экспериментального проекта при составлении экспериментальных учебных планов планируется использование учебных часов, установленных Типовым учебным планом лицеев на проведение учебных занятий по учебным предметам, изучаемым на базовом и повышенном уровнях, а также факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий для организации профильного обучения (изучения отдельных предметов на повышенном уровне) в соответствии с образовательными запросами учащихся, учетом мнения их законных представителей, возможностями учреждения образования.
Сокращение количества одновременно изучаемых учебных предметов (в течение учебного дня / учебной недели, в течение учебного года) даст возможность проектировать индивидуальные образовательные траектории учащихся на III ступени общего среднего образования, определить наиболее эффективные способы организации профильной подготовки.
Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта
Совершенствование качества образования с учетом требований времени и рынка труда является задачей, требующей регулярного переосмысления и поиска новых способов решения. Повышение качества образовательного процесса, его условий и результатов на III ступени общего среднего образования во многом связано с поиском эффективных механизмов реализации профильного обучения.
Значительный практический опыт в этой области уже накоплен благодаря реализации проекта «Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения» (2020–2024 гг.) Результаты апробации позволили сделать вывод о целесообразности применения идеи «концентрации» обучения – оптимизации структуры и содержания Типового учебного плана общего среднего образования за счет сокращения количества одновременно изучаемых предметов в течение учебного года и модульного построения учебного плана при изучении непрофильных предметов. Следующий уровень достижения концентрации видится в оптимизации расписания учебного дня через сокращение изучаемых в день предметов до 2-3.
Существуют противоречия между:
– потребностью учащихся и законных представителей в мобильной профильной подготовке на III ступени общего среднего образования и недостаточной эффективностью соответствующих образовательных условий;
– готовностью педагогических работников использовать более эффективную организацию образовательного процесса (имеющую при этом более низкую, по сравнению с традиционной системой, цену психозатрат) и жесткой нормативной регламентацией процесса обучения.
Решить указанные противоречия позволит данный проект.
Цели и задачи экспериментальной деятельности:
Цель эксперимента – проверка эффективности модели концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования.
Задачи:
апробировать укрупненное расписание на III ступени общего среднего образования, модульные учебные планы и модульные учебные программы.
определить психолого-педагогические и организационно-управленческие условия внедрения модели концентрированного обучения в массовую образовательную практику с целью повышения качества профильной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования.
Гипотеза экспериментального проекта.
Внедрение модели концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования будет способствовать:
– повышению удовлетворенности участников образовательного процесса качеством его организации и результатов;
– снижению психозатрат учащихся на обучение;
– повышению качества образования выпускников (в том числе улучшению образовательных результатов по профильным предметам);
– осознанному выбору учащимися будущей профессии.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект
Экспериментальный проект создан на основе теоретических разработок в области педагогики, практического опыта учреждений образования, результатов экспериментальной деятельности в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. При создании проекта также учитывался международный опыт организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования.
Организация профильного обучения на III ступени общего среднего образования позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении путем построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Структура и содержание таких траекторий определяется спецификой экспериментальных учебных планов того или иного профиля на основе Типового учебного плана, спецификой модульных учебных программ и спецификой укрупненного расписания.
Использование модульных учебных планов и учебных программ при организации профильной подготовки рассматривается в научной литературе как эффективное условие организации образовательного процесса с учетом многообразия интересов, целей, потребностей обучающихся и гармонизации их с общественными интересами и потребностями. Таким образом, модульное построение учебных планов позволяет оптимальным образом конструировать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе их образовательных запросов и реализовывать дифференцированный подход в образовательном процессе учреждений общего среднего образования.
С другой стороны, укрупнение расписания как стратегия концентрированного обучения, содействует повышению сосредоточенности педагогов и учащихся на предмете познания, более глубокому изучению каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, что ведет к сокращению числа одновременно изучаемых предметов в течение учебного дня / учебной недели (Г.И. Ибрагимов, А.А. Остапенко, Г.С. Хафизова и др.).
Проблемы дифференцированного подхода в сфере общего среднего образования рассматривались исследователями в различных аспектах, включая теоретико-методологическое осмысление проблемы (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, Г.В. Пальчик и др.), разработку содержания образования в контексте взаимообусловленности его инвариантного и вариативного компонентов (В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.А. Кузнецов, А.М. Радьков и др.) и организационно-управленческих механизмов реализации вариативного компонента.
По мнению исследователей, выбор критериальных оснований и степень глубины дифференциации в значительной мере влияют на эффективность всего образовательного процесса. Согласно научно-педагогическим источникам, в мире апробированы различные варианты дифференциации содержания образовательных программ общего среднего образования. В результате установлено, что оптимальным вариантом организации профильной подготовки является сочетание двух учебных предметов из одной или разных предметных областей (математика и информатика, химия и биология, физика и математика, химия и математика и т. д.). При этом количество направлений профилизации зависит как от их востребованности, так и от ресурсных возможностей учреждения образования.
В ходе экспериментальной деятельности по апробации содержательно-технологической модели III ступени средней школы (эксперимент проводился под руководством Г.В. Пальчика в 2003–2008 годах на базе лицеев страны), а также экспериментальной деятельности по апробации экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения (эксперимент проводился под руководством С.В. Уклейко и О.В. Зеленко в 2020–2024 годах на базе нескольких десятков учреждений общего среднего образования разных типов) были разработаны и апробированы экспериментальные учебные программы по учебным предметам для III ступени общего среднего образования. В рамках ранее реализованных экспериментальных проектов былиспользован системный подход, обеспечивающий оптимальное сочетание урочной и внеурочной образовательной деятельности учащихся на основе диагностико-коррекционной психологической поддержки.
По мнению Г.В. Пальчика, структура Типового учебного плана ІІІ ступени общего среднего образования содержит в себе определенные противоречия, связанные с большим количеством учебных предметов, объемом изучаемого учебного материала и реальными учебными возможностями учащихся, что особенно актуализируется при организации профильного обучения. В данном контексте проблема заключается в необходимости обязательного изучения одновременно 17-18 учебных предметов в рамках Типового учебного плана, которые могут иметь достаточно высокую содержательную и функциональную нагрузку. Названную задачу призвано было решить использование модульного подхода при организации образовательного процесса, при котором количество одновременно изучаемых учебных предметов не превышало 10-11.
В соответствии с модульным подходом освоение учебного материала по непрофильным учебным предметам, на изучение которых отводится 1 час в неделю в течение двух лет, осуществляется на протяжении одного учебного года при 2-х часовой недельной нагрузке. При этом учебные занятия по каждому учебному предмету непрофильного цикла проводятся парами (два урока по 45 минут с 10-минутным перерывом).
Применение модульного подхода к изучению непрофильных учебных предметов в рамках указанных выше экспериментальных проектов позволило снизить учебную нагрузку на учащихся, компактно изучить небольшие по объему учебные курсы, что благоприятно отразилось на качестве образования учащихся учреждений образования, принявших участие в экспериментальной деятельности.
В качестве эффективных механизмов организации профильного обучения можно выделить следующие:
– психолого-педагогическое сопровождение и диагностика профессиональных интересов, намерений и образовательных запросов учащихся;
– повышение квалификации педагогов;
– конкурсный отбор учащихся в профильные классы;
– «гибкие» учебные планы;
– создание учебно-методических комплексов по инвариантному и вариативному компонентам учебных планов;
– оценка эффективности профильного обучения посредством проведения анкетирования, создания банка данных о выпускниках (трудоустройство, реализация жизненных планов).
При разработке данного проекта учитывались выводы, сделанные в ходе реализации НИР «Разработать макетный образец вариативного учебного плана для IIIступени общего среднего образования», выполненной в Нициональном институте образования.
Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)
Сущность экспериментальной деятельности отражает модель (рисунок), включающая следующие компоненты:
– повышение качества профильной подготовки;
– деятельность администрации учреждений образования и учителя, направленная на:
укрупнение расписания,
создание модульных учебных планов;
создание учебных программ,
обеспечение психолого-педагогических и организационно-управленческих условий для внедрения идей концентрированного обучения;
– деятельность учащихся;
– улучшение образовательных результатов профильной подготовки.
Рисунок – Модель концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования
Апробация предложенной модели будет осуществляться с учетом следующих положений:
– количество изучаемых в течение дня учебных предметов (отражаемых в расписании) может сокращаться до 2-3, также на усмотрение учреждения образования может быть предусмотрено сокращение количества учебных предметов, изучаемых в течение недели;
– изучение учебных предметов на повышенном уровне (профильных учебных предметов) осуществляется за счет использования учебных часов, установленных Типовым учебным планом на изучение этих учебных предметов и проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий;
– устанавливаемая учебная нагрузка в неделю не должна превышать максимальную допустимую;
– количество учебных часов не должно превышать общее количество учебных часов на проведение учебных занятий, которое финансируются из республиканского и/или местных бюджетов (согласно действующему Типовому учебному плану);
– выбор профильных учебных предметов осуществляется с учетом образовательных запросов учащихся и учетом мнения их законных представителей;
– при организации учебного процесса в соответствии с экспериментальными учебными планами используется модульный подход;
– при необходимости сокращается количество часов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, при сохранении требований к уровню подготовки учащихся по данным учебным предметам;
– количество контрольных работ на III ступени общего среднего образования устанавливается согласно Приложению 4 (для лицеев) Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі.
Предлагаемая модель концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам следует отнести следующее:
– экономит учебное и личное время учащихся;
– экономит рабочее время педагога;
– реализует программу опережающего обучения;
– способствует меньшей утомляемости учащихся;
– реализует индивидуальный подход в обучении;
– повышает уровень мотивации к учебной деятельности;
– обеспечивает системное усвоение знаний учащимися.
При реализации модели концентрированного обучения следует учитывать возможные риски:
– отсутствие программ концентрированного обучения и системы подготовки педагогических работников к обучению учащихся по названной выше модели;
– отсутствие учебной и учебно-методической литературы, отражающей идеи модели концентрированного обучения;
– несогласованность программ обучения при переходе учащегося из одного учреждения образования в другое;
– серьезное отставание по отдельным учебным предметам в связи с пропуском учащимся нескольких дней занятий.
Отмеченные риски важно минимизировать в процессе организации образовательного процесса с учетом особенностей конкретного учреждения образования.
Эффективная профильная подготовка возможна при соблюдении следующих условий:
– готовность учащихся к изучению профильных учебных предметов;
– наличие высококвалифицированных кадров (учитель-методист, учитель высшей или первой квалификационной категории);
– наличие материально-технической базы, позволяющей в полном объеме реализовать содержание учебной программы соответствующего профильного учебного предмета;
– востребованность в кадрах определенных специальностей на региональном рынке труда.
Предполагается, что при изучении непрофильных предметов будет использоваться модульный подход, позволяющий существенно уменьшить нагрузку на учащихся и оптимизировать образовательный процесс.
Сроки проведения экспериментальной деятельности.
Экспериментальный проект будет реализован в 2024 – 2029 гг.
№ п/п
|
Название этапа
|
Сроки проведения
|
Мероприятия
|
|
Подготовительный
|
1 августа –
15 сентября 2024 г.
|
Формирование профильных классов (групп); определение педагогов, которые будут преподавать учебные предметы на повышенном уровне.
Разработка, согласование и утверждение расписания уроков, экспериментальных учебных планов; адаптация и утверждение учебных программ по учебным предметам.
Научно-методический семинар по вопросам реализации учебных планов.
|
1 июля –
1 сентября 2025 г.
1 июля –
1 сентября 2026 г.
1 июля – 15 сентября 2027 г.
1 июля – 15 сентября 2028 г.
|
Разработка, согласование и утверждение расписания уроков, экспериментальных учебных планов.
|
2.
|
Основной
|
1 сентября 2024 г. –
30 апреля 2025 г.;
1 сентября 2025 г. –
30 апреля 2026 г.
1 сентября 2026 г. –
30 апреля 2027 г.
1 сентября 2027 г. –
30 апреля 2028 г.
1 сентября 2028 г. –
30 апреля 2029 г.
|
Апробация в учреждениях образования модели концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования.
Определение психолого-педагогических и организационно-управленческих условий внедрения модели концентрированного обучения в массовую образовательную практику с целью повышения качества профильной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования
|
|
Аналитический
|
1 мая – 20 мая 2025 г.
1 мая – 20 мая 2026 г.
1 мая – 20 мая 2027 г.
1 мая – 20 мая 2028 г.
|
Анализ эффективности реализации модели концентрированного обучения при организации профильной подготовки на III ступени общего среднего образования.
Подготовка промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности
|
1 мая – 20 мая 2029 г.
|
Подведение итогов экспериментальной деятельности.
Подготовка итогового отчета о результатах экспериментальной деятельности
|
Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Организация профильного обучения в учреждении образования
|
Наличие профилей обучения в учреждении образования, профильных классов (групп)
|
Учет интересов / потребностей учащихся и их законных представителей при выборе профильных учебных предметов в учреждении образования
|
Наличие высококвалифицированных педагогических работников в учреждении образования для реализации профильной подготовки
|
Результаты учебной деятельности учащихся
|
Динамика учебных достижений учащихся по профильным и непрофильным учебным предметам
|
Результаты сдачи централизованного экзамена по профильным предметам, республиканским контрольным работам
|
Мотивация к изучению учебных предметов и профессиональное самоопределение учащихся
|
Выраженность внутренних мотивов учащихся к изучению профильных учебных предметов
|
Сформированность профессиональных интересов, намерений учащихся
|
Взаимосвязь выбора будущей профессии и направления профильного обучения
|
Удовлетворенность участников образовательного процесса результатами обучения
|
Удовлетворенность учащихся организацией профильной подготовки в учреждении образования
|
Удовлетворенность законных представителей организацией профильной подготовки в учреждении образования
|
Удовлетворенность педагогических работников организацией профильной подготовки в учреждении образования
|
Психоэмоциональный комфорт учащихся
|
Внутреннее психологическое спокойствие учащихся
|
Уровень утомляемости учащихся
|
Благоприятный психоэмоциональный климат в ученическом коллективе
|
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
В реализации экспериментального проекта будут участвовать 22 учреждения образования, представляющих все регионы республики. Данные учреждения имеют необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение для эффективной организации экспериментальной деятельности.
Сроки проведения экспериментальной деятельности:
1 августа 2024 года — 20 мая 2029 года
Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.
В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам эксперимента. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, подготовку методических рекомендаций и дидактических материалов, иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента.
разгарнуць » / « згарнуць