Тема урока: В.Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй»
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Оборудование: учебник, опорные таблицы, игровизор, коврограф, плакат "Геоконт. Алфавит".
Цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать:
¾ два ярких факта биографии В.Драгунского;
¾ значение нового слова;
будут уметь:
¾ анализировать текст;
¾ составлять характеристику героя;
¾ составлять вопросы открытого и закрытого типа.
Задачи :
¾ создать условия для формирования у учащихся умения сопоставлять и анализировать, структурировать учебную информацию;
¾ способствовать развитию у учащихся рефлексивных умений.
Ход урока
1. Организационный этап
Итак, друзья, начнём урок.
Затей у нас большой мешок.
А для кого они? Для нас.
Скажем друг другу: «В добрый час!»
- Что значит «в добрый час»? (Учащиеся отвечают) Повернитесь друг к другу и пожелайте всего доброго на предстоящий час! (Дети соприкасаются поочередно пальцами рук, желая успеха на урок.)
- Ну что же, в добрый час! А в пути всегда веселее с песней.
2. Этап подготовки артикуляционного аппарата к чтению
- Поём песню и учимся управлять речевым дыханием.
Пение-караоке песни «Всё мы делим пополам».
Просигнальте, кто справился с дыханием. (Учащиеся показывают с помощью светофора)
- Чем вы готовы поделиться с другом? (Учащиеся отвечают) А я делюсь с вами леденцом. (Учитель показывает красный леденец на палочке)
3. Этап актуализации и расширения субъективного опыта учащихся
В каком рассказе встречается этот предмет? (Леденец) Кто его автор? (Н.Носов)
- А вот чтобы узнать автора произведения, с которым вы познакомитесь сегодня, нужно разгадать шифровку. (Работа в парах)
Ж4
|
Б2
|
Ф4
|
О4
|
Ж2
|
Г3
|
К2
|
О3
|
Б3
|
К3
|
Д
|
Р
|
А
|
Г
|
У
|
Н
|
С
|
К
|
И
|
Й
|
4. Этап совместного целеполагания
- Сегодня вы познакомитесь с замечательным писателем В.Драгунским и его произведением, сможете осознанно прочитать рассказ, раскроете замысел автора, составите характеристику главного героя, составите вопросы к тексту.
- Перескажите цель урока в парах. (Учащиеся повторяют друг другу цель урока)
- Чему вы хотите научиться за этот урок? (Учитель предлагает повторить цель урока учащимся по принципу неподнятой руки)
- Ребята, а что значит осознанно читать? (Учащиеся отвечают)
- понимаю прочитанное
- умею находить информацию в тексте
- составлю к тексту 2 тонких и 2 толстых вопроса
- понял(а) главную мысль рассказа
5. Этап приобретения новых знаний
5.1 Знакомство с автором
(На доске открывается портрет В.Драгунского)
- Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, куда его семья уехала из Гомеля в поисках лучшей жизни. Но вскоре они вернулись обратно.
Семья переехала в Москву. Драгунский рано начал работать. Был и токарем, и лодочником, позже актером, артистом цирка, но особую славу ему принёс писательский талант.
С 1959 года Драгунский начинает писать веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблева, главным героем которого стал сын писателя. «Денискины рассказы» выдержали множество переизданий, переведены на другие языки.
В. Драгунский создал более 90 произведений.
В этом году писателю исполнилось бы 105 лет.
- Назовите один факт из биографии писателя друг другу. (Учащиеся делятся друг с другом информацией о писателе).
- Озвучьте. (Выбор учащихся по принципу неподнятой руки).
5.2 Знакомство с произведением
- Рассказ, с которым вы познакомитесь, называется «Третье место в стиле баттерфляй». Как думаете, о чём этот рассказ? Посоветуйте в парах.
- Знает ли кто, что такое баттерфляй? (Ответы учащихся)
Словарная работа:
Баттерфляй — один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания. Слово «баттерфляй» в переводе с английского языка означает «бабочка». В действительности это название оправдано, так как при подобном стиле плавания, если смотреть на плывущего человека сверху, его руки похожи на бабочку, взмахивающую крыльями. (Учащимся предлагается фото либо видео материал по данному виду плавания)
5.3 Орфографическая подготовка
- В тексте вам встретятся сложные слова. Прочитаем с доски.
БА-ТТЕР-ФЛЯЙ МО-РО-ЖЕН-ЩИ-ЦЫ
ТРО-ЛЛЕЙ-БУ-СЫ КО-РА-БЛЕ-КРУ-ШЕ-НИ-Е
ПЕ-РЕ-ВЕ-РНЁ-ТСЯ СО-РЕ-ВНО-ВА-НИ-Е
О-БРА-ДУ-Е-ТСЯ ЛЯ-ГУ-ШО-НОК
ВО-СЕ-МНА-ДЦАТЬ ИН-СТРУ-КТОР
(Учащиеся повторяют хором за учителем)
5.4 Знакомство с произведением
Чтение рассказа учителем с остановками и прогнозом.
После прочтения 1-й части:
- Что произойдёт дальше? (Прогнозирование детей)
Синхронное чтение (учитель+ученик).
После слов «Четвёртое место никто не занял…»
- Как думаете, почему?
Самостоятельное чтение до конца.
Фиминутка для глаз
1-2-3-4
Круг глазами шире, шире,
Влево-вправо, влево-вправо,
Глазки бегают лукаво,
А восьмёрка, что с ней стало,
Прилегла, чуть-чуть устала.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Снова в текст, дружок, вглядись.
- Давайте вернёмся к вашим предположениям. Оправдался ли ваш прогноз?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Вам было весело, грустно, смешно? Почему?
- От чьего имени написан рассказ?
- Порадовались ли вы за мальчика? Почему?
6. Этап первичной проверки знаний
Экспресс-опрос по содержанию
- Сейчас проверим, насколько внимательно вы слушали и читали рассказ. Возьмите игровизоры, запишите в строку числа от 1 до 10. Если вы согласны с вопросом, то ставите знак «+», не согласны – «-» под соответствующим номером вопроса.
1. Мальчик шёл домой из магазина?
2. У него было хорошее настроение?
3. Мама хотела, чтобы Дениска научился плавать?
4. Мальчик занял третье место в стиле «брасс»?
5. Заплыв был на 25 метров?
6. Первое место занял Вовка?
7. У мальчика, который занял второе место, были светлые волосы?
8.Четвёртое место никто не занял?
9. Третье место заняли 10 человек?
10. У Дениски пропало хорошее настроение?
- Поменяйтесь с соседом игровизором, и проверьте правильность ответов по ключу.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
- Просигнальте при помощи светофора, как вы справились с заданием.(Зелёный – без ошибок, жёлтый - 1, 2 ошибки, красный – 3 и более)
Физкультминутка
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
7. Этап усвоения новых знаний
Диафильм «Третье место в стиле баттерфляй»
- Необходимо восстановить кадры диафильма в той последовательности, в которой развивались события.
- Какие иллюстрации лишние?
- Расположите оставшиеся по порядку.
- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?
- О чём пойдёт речь в 1-й части?
Прочитаем 1-ю часть с помощью упражнения «Бросок-засечка».
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст по команде «Бросок». Когда раздается команда учителя «Засечка» дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами нужное слово и продолжить чтение вслух.
Во время прочтения 1 вариант придумывает «тонкие» вопросы, 2 вариант – «толстые». Карты-опоры на столах
«Толстые» вопросы
|
«Тонкие» вопросы
|
Почему…?
Зачем…?
Для чего…?
Почему считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
|
Кто…? Что…?
Когда…?
Верно ли…?
Как звать…?
Мог ли…?
Согласны ли вы…?
|
Обсуждение содержания прочитанной части по «тонким» и «толстым» вопросам, придуманными детьми. (Выбор учащихся по принципу неподнятой руки)
- Как назовём эту часть? (Радость Дениса)
Оцените себя по критерию «составлю 2 тонких и 2 толстых вопроса». (Учащиеся показывают с помощью светофора)
Чтение детьми «цепочкой» 2-й части.
- Как мама определила хорошее настроение сына? (Подтвердите словами из текста).
- Как понимаете слово «сияешь»? (Улыбаешься, радуешься.)
- Кто занял 1 место? Почему?
- На кого был похож участник соревнований, занявший второе место?
- Почему в заплыве никто не занял четвёртое место?
- Как вы думаете, почему так поступил инструктор? (Возможно, потому что все дети старались, сложный вид плаванья, инструктор дал возможность научиться плавать лучше)
- Как назовёте 2-ю часть? (Разговор с отцом)
- Прочитайте последнюю часть «жужжащим» чтением.
- Как папа отнёсся к тому, что сын оказался в числе восемнадцати человек, занявших третье место?
- Каким образом сын понял, что папа расстроился по поводу коллективного третьего места? (Зачитайте)
- Почему у Дениски пропало хорошее настроение?
- А как вы думаете, прав ли был отец?
- Какое название придумаете этой части? (Пропало настроение)
Оцените себя по критерию «умею находить информацию в тексте».
(Учащиеся показывают с помощью светофора)
Физминутка:
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Этап применения знаний и способов деятельности
Работа в группах:
- Группа «Мастера синквейна» (Составить синквейн к образу главного героя - Дениски)
- Группа «Корреспонденты» (Составить по 2 вопроса Дениске, папе, инструктору)
- Группа «Мастера телеграмм» (Написать телеграмму (пожелание, рекомендации) Дениске, папе)
- Группа «Режиссёры киноленты» (Восстановить сюжет по опорным словам и кратко пересказать текст). Опорные слова: настроение, троллейбусы, мороженщицы, домой, мама, папа, Вовка, «рыжий лягушонок», а ты какое? уткнулся в газеты; пропало настроение.
- Группа «Мудрецы» (Соединить части пословиц, выбрать подходящие к рассказу, объяснить смысл)
(После прослушивания групп)
- Чему хотел научить вас автор? Какая главная мысль текста? (Ответы детей)
Оцените себя по критерию «понял главную мысль текста». (Учащиеся показывают с помощью светофора)
Оцените работу каждого участника группы с помощью «пирога». (Учащимся предлагается изображение круга «пирога», который они делят на части по количеству участников в соответствии с проделанной работой)
, либо
9. Этап информирования о домашнем задании
- Дома вы подготовите пересказ, используя «ленту событий». Кто желает, может придумать продолжение рассказа.
Просигнальте, понятно ли д/з. (Учащиеся показывают с помощью светофора)
10. Этап подведения итогов. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Но прежде я хочу вернуться к цели урока. Достигли ли мы её?
- Докажите при помощи «Метода пяти пальцев»
Б - Какие знания, опыт я сегодня получил(а)?
У – Что я делал, чтобы достичь цели?
С – Чем я помог, чему поспособствовал?
Б – Каким было моё преобладающее настроение?
М – Мне было трудно…
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке в дальнейшем?
- Над чем нужно ещё поработать?
- Мне понравилась ваша работа, я увидела в вас не просто учеников, а ещё и читателей, думающих и умеющих рассуждать.
Нужно верить в себя,
Никогда не сдаваться,
Отставать не стесняться...
Падать, вновь подниматься!
Собрать волю в кулак
И стремиться вперёд,
И к победе усердие
Вас приведёт!
Спасибо за урок!
разгарнуць » / « згарнуць