Разработка факультативного занятия
«Введение в аграрные профессии» по теме:
«Лекарственные растения»
для учащихся X класса
Лекарственные растения. Слайд 1
Цель: создание условий для расширения знаний о назначении и применении лекарственных растений в жизни человека
Задачи:
Образовательная: научить различать лекарственные растения по видам, уметь их применять по назначению.
Коррекционно-развивающая: развивать необходимые навыки приготовления лекарственных растений, путем выполнения практических заданий.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям в природе.
Оборудование: Презентация “Лекарственные растения”, доклады, карточки, кроссворд «Лекарственные растения».
Ход урока
Слайд 2
«Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех, умеющих их тайну разгадать».
В. Рождественский.
- Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
- Сейчас вы поработаете по карточкам.
Задание: выбери верные утверждения
А)В аптечку входит перевязочный материал (бинт, вата, пластырь)
Б)В аптечку должно входить как можно больше разных таблеток и мазей
В)В аптечку входят дезинфицирующие вещества (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
Г)В аптечку должны входить шприцы, системы, капельниц
Д)Лекарственные средства (от кашля, от головной боли, от насморка, жаропонижающие, таблетки по назначению врача, лекарственные растения).
Е) Термометр.
Проверка.
- Какие виды помощи вы знаете? (доврачебная, врачебная)
- Назовите виды доврачебной помощи (измерение температуры, обработка ран)
- Какой вид помощи оказывают врачи?
- Перечислите медицинские учреждения (аптека, поликлиника, больница, профилакторий, диспансер)
- Где приобретают лекарственные средства?
- Что еще можно приобрести в аптеке? (лекарственные растения)
- Прочтите эпиграф к уроку и определите тему урока. (лекарственные растения)
- Откройте тетради и запишите дату, тему в тетради. Следим за осанкой.
Тема известна.
- Сформулируйте цель нашего урока?
- Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач.
3.Изучение нового материала
1. Познакомимся с историей развития фитотерапии Слайд 3
Фитотерапи́я (от др.-греч. φυτόν — растение, θεραπεία — лечение), траволечение — метод лечения и профилактики заболеваний человека и животных, основанный на использовании лекарственных растений.
Термины «фитотерапия» и «фитопрепараты» впервые были использованы в начале XX века французским врачом Анри Леклерком (1870—1955). В русскоязычной литературе встречается термин «траволечение», используемый как синоним фитотерапии.
Специалист в области фитотерапии называется фитотерапевтом. Человек, занимающийся сбором лечебных трав и знающий способы их применения называется травником или знахарем.
Древнейшие доказательства использования трав в качестве лекарств были обнаружены в результате археологических раскопок на территории сегодняшнего Ирака, в Шумере. Лекари из Шумера уже тогда знали, что многие растения обладают целебными свойствами, и использовали их для приготовления всевозможных настоев и порошков. Для компрессов и припарок лекари собирали иголки хвойных деревьев, молодые листья ивы. Листья тщательно высушивали, затем мололи. Порошок из растений часто смешивали с измельчёнными минеральными веществами и порошками животного происхождения, разбавляли пивом или вином.
Известно, что в казне первого русского царя Ивана Грозного находилось несколько книг по траволечению. Одна из них — Травник 1534 года, являющаяся переводом с печатного издания в Любеке 1492 года. Книга являлась справочником по лечению лекарственными растениями, камнями и другими природными материалами. Возможно, она была переведена с немецкого личным врачом Василия III Николаусом Бюловым (Николаем Немчиным), после того как московский князь заболел после охоты.
2. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд: Слайд 4
1. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички (ромашка)
2. Я кустарником расту, цветом розовым цвету.
У меня красны плоды, а на веточках – шипы.
Плоды летом собирают и сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить и отвар целебный пить (шиповник)
3. Обжигает, как огонь! Ты смотри, её не тронь!
Разрослась под старой сливой очень жгучая ... (крапива)
4. Вдоль дорожек он растёт. Только вовсе не цветёт.
Кровь остановить им можно. Что за травка? – ... (подорожник)
5. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денёчка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший… (одуванчик)
- Молодцы, кроссворд разгадали. Скажите, а что объединяет все эти растения.(лекарственные). Более подробно об этих растениях мы узнаем из ваших сообщений, которые вы подготовили для занятия.
Чтение стихотворения «Ромашки» обучающимся. Слайд 5
А вы постарайтесь представить красоту природы, которая будет нас скоро радовать своим многообразием в летний период.
Я думаю, что от этого стихотворение у вас будет хорошее настроение.
Ромашка
автор: Регина Новикова
Вот аптечная ромашка.
В складку белая рубашка,
С брошью на воротнике,
Разрослась невдалеке.
Запах сильный, ароматный,
Свежий, нежный и приятный.
Листья у неё - метёлки,
Очень мягкие иголки.
Этот цветик нам полезен -
Помогает от болезней.
Хорошо стоит в букете.
Соберём цветочки эти.
- А теперь послушаем сообщение об этих удивительных цветах. Слайд 6
Ромашка переводится, как «милая простота». Попала в нашу страну как сорняк, привезенный из Америки и давно стала любимицей лекарей. Ромашка аптечнаяобладает прекрасным противовоспалительным действием. Её применяют в виде полосканий - при воспалении десен, слизистых оболочек, ангинах, простудах. Можно промывать глаза, ромашка заживляет раны. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта. Ромашка аптечная входит в состав успокоительных сборов. Люди много веков назад знали, что ромашка лечила сердце. Ромашка - одно из популярнейших средств, находящих широкое применение в косметике. На её основе делают кремы.
- О следующем замечательном растении расскажет обучающийся (подорожник)
Слайд 7
Подорожник - это удивительное растение. Растет подорожник у дороги, на тропинках, на выпасах. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник». Листья подорожника широкие, очень прочны, распластаны и прижаты к земле и создают сильное затенение. Поэтому рядом не прорастают другие растения. «След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы про это растение, потому что появилось оно вместе с первыми европейцами. Со страхом смотрели местные жители, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы. Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, семена подорожника превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния.
Подорожник удивительно богат полезными веществами. Листья и семена его содержат витамины. С, А, К, другие полезные вещества и с давних пор широко используются как лечебное средство.
Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Народная медицина издавна пользуется свежими листьями и соком подорожника как кровоостанавливающим средством, заживляющим раны, язвы.
- Следующее удивительное растение - одуванчик. Слайд 8
Одуванчик – селится и выживает повсюду. Это очень выносливое растение. Наступишь на него случайно, он поникнет, прижмется к земле, а потом опять расправляет свои листья. Если кто и сорвет растение, то на изломе тут же выступает белый сок, который, засыхая, излечивает ранку. В русской народной медицине одуванчику придается большое значение, издавна его считали «жизненным эликсиром». Используется это растение при плохом аппетите, как улучшающее пищеварение, желчеотделение, успокаивающее средство. Кроме того, древние врачи лечили одуванчиком болезни глаз, белым соком женщины выводили веснушки. Поджаренные корни заменяют кофе, а молодые листья идут на весенний витаминный салат, только нужно сначала подержать их в соленой воде
- Сообщение про шиповник Слайд 9
Шиповник – люди называют царицей кустов за цвет и запах лепестков. А еще называют дикой розой, потому что он похож на розу и также имеет шипы. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Настои из плодов применяют при малокровии, при заболевании пищеварительной системы, печени, почек, головных болей. Настой шиповника очень вкусный и полезный, потому что содержит витамин С. При регулярном его употреблении вы не будете болеть гриппом. Поэтому я советую вам употреблять в пищу вот эти плоды (шиповник) для укрепления организма, пейте чай из шиповника. И вы всегда будете здоровы.
- Сообщение про крапиву Слайд 10
Крапива двудомнаяёё.На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, получившим всеобщее признание, можно назвать, пожалуй, одно - крапиву. Это поистине уникальная трава, про неё говорят «одна крапива заменяет семерых врачей». Вероятно, легче перечислить болезни, при которых крапива не употребляется. В народной медицине она используется как ранозаживляющее, общеукрепляющее, слабительное, витаминное. Растение очень сильно сгущает кровь - ее свертываемость значительно повышается. Зато данное свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение. Используют ее и при лечении гноящихся ран и язвочек (их посыпают порошком из листиков крапивы, высушенных на солнце) – растение обладает превосходными бактерицидными качествами. Крапива — ценный пищевой продукт. Из молодых побегов и листьев варят вкусные и питательные щи, салаты. В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Сейчас крапиву забыли, а в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.
- Мы прослушали сообщения о лекарственных растениях, а теперь я предлагаю вам заполнить таблицу, закрепив тем самым применение лекарственных растений.
Слайд 11
Применение
|
Название растений
|
Заживляет раны. Отхаркивающее средство
|
|
Снимает воспаление при ангине. Лечит желудок
|
|
Настой очень полезен при недостатке витаминов.
|
|
Останавливает кровотечение. Из неё можно готовить щи и салаты.
|
|
Используется при плохом аппетите. Поджаренные корни можно употреблять вместо кофе
|
|
- А теперь проверим это задание.
Динамическая пауза.
- Гимнастика для глаз.
Правила сбора. Слайд 12
- Чтобы лекарственные растения не исчезли с нашей Земли, все должны знать, как их правильно собирать. Собирать нужную траву необходимо вдали от города и дорог, лучше всего в лесу. Чтобы правильно использовать лекарственное сырье, нужно знать какие части растения собирать и в какое время, например, цветки (показ плодов шиповника)
- У каких растений собирают цветки? (ромашка, одуванчик)
цветки собирают в начале цветения
- У каких растений собирают листья? (крапива, подорожник, одуванчик)
в течение всего лета
- А у каких растений лекарственными являются плоды? (шиповник)
плоды собирают в период полного созревания.
- Кто знает, у каких растений собирают корни и корневища? (одуванчик)
Корни и корневища собирают поздней осенью.
Правила сушки.
- Правильно собрать лекарственные растения - это ещё не всё. Сушка имеет не меньшее значения. Сушить собранные растения нужно немедленно. Для просушки сырье раскладывают на бумаге тонким слоем. Лучше сушить в тени, в хорошо проветриваемом месте. Обязательное условие – перемешивание. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, а стебли и корни ломаются. Хранить высушенные растения можно 1-1,5 года. Только корни могут храниться 2-2,5 года и более.
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что нельзя просто так рвать и топтать растения, собирать букеты. Многие дети по весне любят плести веночки из одуванчиков. Из-за такого отношения некоторые из растений, например, колокольчик, зверобой, первоцвет мучнистый оказались на грани исчезновения и нуждаются в охране, поэтому они занесены в Красную книгу.
Вывод. В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, плодов.
- Предлагаю вам выполнить буквенное задание на карточках: Слайд 13
«Р» - принимают внутрь в теплом виде, по ½ стакана 2 раза в день после еды.
«О» - 1-2 пакета помещают в стеклянную посуду
«Т» - заливают 200 мл (1 стакан кипятка)
«В» - закрывают крышкой, настаивают 15 минут
«А» - содержимое пакетов отжимают
(ключевое слово - ОТВАР)
5.Практическая работа
1. Знакомство с лекарственными растениями:
- чтение срока годности;
- чтение инструкции: о приготовлении отваров
Подведение итога. Оценивание в листах самооценки.
- Теперь мы сумеем правильно определить срок годности, назначение и приготовление отваров, настоев при покупке лекарственных растений в аптеке.
6.Закрепление изученного материала
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Погадай на ромашке» и ваша задача: ответить на поставленные вопросы, которые расположены в лепестках ромашки.
1.Молодые листья употребляют в пищу ранней весной. Прекрасное кровоостанавливающее средство. (крапива)
2.А эту травку всякий видел. Растет вдоль тропок и дорожек. Семечки свои не теряет, ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Целебная трава. Поранил руку, натер ногу – приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка (подорожник).
3.Это растение называют «Жизненным эликсиром». Сила у него богатырская, наступят на него, истопчут, а оно все равно расправляет свои листочки, да белым молоком ранки заклеивает (одуванчик)
4.Зовут её «милая простота». Любое воспаление она снимает, хоть горло заболит, хоть глаза, хоть желудок. Завари настой и попей, сразу полегчает (ромашка)
5.Если хочешь быть здоров и не болеть гриппом, почаще пей настой из этих плодов. Вкусный, да полезный напиток с витамином С (шиповник)
6.Какие лекарственные растения вы изучили?
7.Расскажите о правилах заготовки лекарственных растений.
8.Сколько хранят высушенные листья лекарственных растений? Корни?
9.Где можно купить лекарственные растения?
10.Что можно приготовить в домашних условиях из лекарственных растений?
И в заключение нашего занятия мы с вами продегустируем отвар и сироп шиповника.
- Какие вкусовые качества вы ощутили при дегустации?
7.Подведение итогов урока
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Достигли мы поставленной цели на уроке?
- Чему мы научились?
- Пригодятся ли вам знания о лекарственных растениях в жизни?
8.Рефлексия
Закончи предложение
Сегодня я узнал…
Теперь я могу приготовить…
Урок дал мне для жизни…
Презентация. Лекарственные растения
разгарнуць » / « згарнуць