Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Саветы дэфектолага

Учитель-дефектолог – Гаврилова Жанна Федоровна

В школе работает пункт коррекционно-педагогической помощи, где учителем-дефектологом  оказывается коррекционно-педагогическая помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Ежегодно коррекционно-педагогическую помощь получают 25-30 учащихся школы, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь в пункт коррекционно-педагогической помощи зачисляются дети, речевые нарушения которых препятствуют успешному усвоению программного материала.Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

Занятия проводятся  в  кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивных и интересных занятий.

консультативная помощь – каждый 1-й и 3-1 вторник каждого месяца

Телефон учителя-дефектолога (29) 741 57 25

Что такое Инклюзивное образование ?

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    4. Все люди нуждаются друг в друге;
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Что это за вид обучения?

Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью. Что представляет собой инклюзивное образование? При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе. По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми. В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.

Инклюзивное образование основано на таких принципах:

-Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.

-Каждый человек ценен сам по себе как личность.

-Все люди могут чувствовать и думать.

- Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.

- Люди нуждаются друг в друге.

- Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.

-Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.

-Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.   Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д. Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.

 

Основа инклюзивного образования:

-ндивидуальный подход к обучению;

-включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;

-создание вариативной развивающей среды;

-установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования:

 

Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

 

Для родителей

Речь– это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме, после трех лет, речь ребенка практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по развитию правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения младших школьников в школе и закрепления полученных навыков дома.

Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала.);
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 

 

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков «б-п» он не будет знать, какая первая буква Б или П должна быть написана в слове «булка» или в слове «потолок». Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова «мишка» и «миска» (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков «с-ш», поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:

  • картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает;
  • картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается;
  • картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок;
  • не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение данного задания;
  • нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков ребенок  будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем — и в письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
Например, звуки «з-ж». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук «з» — на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при «з» — улыбка, при «ж» — «рупор»). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков — для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком «з», а жужжание жука со звуком «ж», сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.

Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.
После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.
«Эхо». Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий — «эхо», которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если «эхо» ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
Все, конечно же, помнят игру своего детства «Испорченный телефон«. Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
«Путаница». Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: «Русская красавица своей козою славится»; «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку»; «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку». Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например «точка-кочка-бочка-дочка».
Можно предложить и такие игры-упражнения: хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук «ж». При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук «ж» надо произносить несколько подчеркнуто.
Упражнение-тест. Пиши «кружочками» для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

Успехов вам!

 

 

 

 

Постановка и автоматизация звуков

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете здесь…



Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

  1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
  3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
  4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:

- Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3.Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.

- Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.


Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

II. Этап постановки звука.

Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.

YI. Этап дифференциации.

Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.



Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков.

  1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.
  2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.
  3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание      заниматься.
  1. Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
  2. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
  3. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
  4. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
  5. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
  6. Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.

 

Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте

В первую очередь необходимо обратить внимание на произношение вашего ребенка: правильно ли ребенок выговаривает слова, звуки? Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв слове, перестановка  и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что перед школой с ребенком работали над исправлением произношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (например, с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.), в результате чего на письме допускает много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не дифференцированы. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.
Возможно использовать следующие игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.
По дороге из школы домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук». Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.

Высказывания и фразы для воспроизведения:
Мама мылом мыла Милу, не любила мила мыло. (л-м).
Ткет ткач ткани на платок Тане. (сочетание согласных тк, пл).
Очень часто блюдца у Танечке бьются. (ч-ц).
Лара у Вали играет на рояле. (р-л).
Ученица-озорница получила единицу. (ч-ц).
У ежа ежата, у ужа ужата. (ж).
На воре трава, на траве дрова. (стечение согласных тр, др).
Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка. (с-з).
Саша любит сушки, а Соня ватрушки. (с-ш).

Можно проводить и речевые игры.
Игра «У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно и сейчас путает на письме. Услышав звук в слове. Он должен подать сигнал (например, хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.п.).
Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находится звук. Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком:000. ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» — один слог, три звука. В слове «кошка» — два слога, звук «ш» — в первом слоге, по счету — третий. Этому помогает схема 000 00.
Аналогично поводятся игры на любой звук, на дифференциацию сходных по звучанию звуков. Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове, записывать соответствующей буквой. При овладении этим навыком дисграфические (неспецифические) ошибки исчезнут. Если возникнут затруднения, сложности, следует обратиться к логопеду.
Можно давать для тренировки маленькие стишки, речитативы, скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Скажи потише: «Шесть мышат», —
И сразу мыши зашуршат.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю груз.
Разгружать меня не надо, все такой машине рады.
Не хвалюсь я, не хвалюсь,
Вовсе я не самосвал.
Самосвалом я зовусь,
Самосвал  я, самосвал!
                                    (М. Лепилина)
С виду бабушка Улитка
и сурова, и сердита.
Вы зайдите в гости к ней
И отведайте сластей.
В звезде найдешь ты букву «з»
И в золоте, и в розе,
 В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
                                    (С. Маршак)
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова мы считать.
Зайка, зонтик, змей, корзинка,
Ваза, воздух и резинка,
Зубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри не ошибись.
                                    (Л.П.Успенская , М.В.Успенский ).

Очень важным является наглядное восприятие того, что предлагается ребенку. У детей с особенностями психическое развития зрительное восприятие оказывается нарушенным. Это может быть недостаточность фиксации взора, сужение поля зрения, птоз, снижение остроты зрения, малый объем восприятия и т.д. Все это не позволяет сосредоточиться на задании. Ребенку трудно запомнить графический образ букв, он путает сходные по написанию буквы. Упражнения на наглядном материале помогают развивать зрительное восприятие.

На процесс овладения грамотой может отрицательно влиять нарушение моторики, т.к. ребенку трудно держать карандаш, доставать буквы из кассы, работать с мелкими предметами… Почерк у него бывает неровный, «скачущий» по страничке, выходящий за рабочую строку, тетрадки неаккуратные, мятые. В таких случаях от родителей требуется большое терпение и такт, понимание того, что ребенку надо помочь, а не ругать его. Полезно играть с мелкой мозаикой; штриховать различные изображения; обводить по трафаретам, а затем штриховать полученные изображения; разбирать и собирать предметы из деталей мелкого конструктора и т.д.
При расстройстве речевой деятельности процессы памяти страдают по-разному: может быть сужен объем запоминания, снижена точность воспроизведения, отмечается слабая прочность удерживания информации… Родителям следует учитывать это и стараться помочь развить все виды памяти. Нужно ненавязчиво, в игровой форме, предлагать ребенку для запоминания ряд слов с постепенным увеличением их количества. Дети могут запоминать загадки и стишки, сказки. Развитию памяти способствует запоминание и воспроизведение того, что ребенок видел на улице. Мышление развивает установление сходства и различия предметов.
Можно предложить игру «Угадай, что изменилось» в ряду 5-6 картинок или предметов. Ребенку предлагается закрыть глаза. В это время взрослый переставляет или убирает предметы (картинки), дополняет ряд. Ребенок должен заметить, что изменилось. Это развивает зрительное восприятие, увеличивает объем памяти, что в свою очередь способствует развитию мышления и речи.
Произвольное внимание у детей может быть неустойчивым, наблюдаются трудности в его переключении с одного вида деятельности на другой. Одной из причин является повышенная возбудимость, неспособность к длительному напряжению, повышенная утомляемость. Таким детям требуется больше времени для отдыха. Необходимо также использовать яркие пособия, игры, книги, следует разнообразить работу, но не перегружать ребенка.
Трудности при обучении грамоте могут возникнуть и в связи с личностными особенностями ребенка.

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

К специалисту нужно обратиться, если…
Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
Отоларинголог установил снижение слуха.
Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
Имеется расщелина нёба, губы («заячья губа», «волчья пасть»).
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
В 3 года у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
Ребёнок просовывает язык между зубами.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
Ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, а также совсем не рассказывает собственных историй (при этом ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма);
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, или допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Помощь логопеда также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду, школе или в поликлинике.

Детский логопед поможет:
скорректировать произношение. В частности, логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (неспособность к письму);
провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре.

Как помочь ребёнку с дисграфией дома

 

Дети с нарушениями устной речи являются группой риска по возникновению у них нарушений письменной речи – дисграфии. Иногда у учащихся первых классов возникает ложная дисграфия, её ещё называют дисграфией развития или эволюционной. Эволюционная дисграфия, как правило, проходит самостоятельно после окончания курса обучения. Истинная дисграфия может скрываться под маской дисграфии развития. Дисграфические ошибки носят стойкий характер, к ним относятся: смешение оптически и кинетически сходных букв; смешение букв по месту и способу образования звука, по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости, смешение парных гласных; пропуск букв, слогов, слов; слитное написание слов, слитное написание предлогов; повтор букв, слогов, слов (персеверации); «склеивание» слов (контаминации); отсутствие границ предложений (пропуск большой буквы и точки).
Родителям бывает трудно определить дисграфические это ошибки или нет. Для этого нужно обратиться к учителю или к школьному логопеду. Опытные учителя всегда предупреждают о предпосылках возникновения нарушения письма специфического характера и о необходимости логопедических занятий. К сожалению, количество детей с нарушениями речи не имеет тенденции снижения, а с каждым годом увеличивается, количество же логопедов в ОУ остается прежним, и на логопункт зачисляются в первую очередь учащиеся с наибольшими проблемами. И если у Вашего ребёнка 1-2 специфические ошибки, то шанс попасти на логопедические занятия невелик. Данный материал поможет Вам самостоятельно «поработать» с ребёнком летом, примерно, в течение одного месяца.
Занятия должны быть систематическими, т.е. каждый день, а не от случая к случаю. По продолжительности не превышать 20-30 минут. И для одного занятия берётся 8-10 слов, если всё выполняется, как указано ниже, то на отработку затрачивается указанное время.

Нарушение дифференциации гласных а-о в ударной позиции

I этап. Буква а. (3-4 дня, все задания выполняются ежедневно).
Буква а, звук а – гласный (всегда звонкий, можно петь, при произнесении воздух во рту не встречает преграды). Когда произносим звук а – рот широко открыт.

  1. Уточнение и закрепление образа рукописной буквы а:

буква состоит из 2- х элементов – овала и прямой линии с закруглением внизу (крючок) – объяснение;
выкладывание буквы из различного материала (пластилин, крупа, проволока, природный мат-л), изготовление аппликаций;
прописывание буквы в воздухе.

  1. Написание слов, содержащих букву, а в ударной позиции, но без буквы о.  Сначала односложные слова, затем 2-хсложные. За буквой закрепляется любой цвет, кроме красного. Записали слово, проанализировали позицию буквы в слове (какая по счету, после какой буквы, перед какой), букву подчеркнули карандашом выбранного цвета.

Вал, бар, мах, бак, мак, рак, как, вар, зал, мал, лаг, рад, сак, дал, стан, дам, карт.
Краны, парты, палец, ранец, река, рука, адрес, армия, душа, ландыш.

II этап. Буква о.  (3-4 дня, все задания выполняются ежедневно).
Буква о, звук о – гласный (всегда звонкий, можно петь, при произнесении воздух во рту не встречает преграды)

  1. Уточнение и закрепление образа рукописной буквы о:

буква состоит из 1 элемента – овала – объяснение;
выкладывание буквы из различного материала (пластилин, крупа, проволока, природный мат-л), изготовление аппликаций;
прописывание буквы в воздухе.

  1. Написание слов, содержащих букву о в ударной позиции, но без буквы а.  Сначала односложные слова, затем 2-хсложные. За буквой закрепляется любой цвет, кроме красного. Записали слово, проанализировали позицию буквы в слове (какая по счету, после какой буквы, перед какой), букву подчеркнули карандашом выбранного цвета.

Вол, бор, мох, бок, мок, рок, кок, вор, зол, мол, лог, род, сок, дол, стон, дом, корт.
Кроны, порты, шорты, море, горе, поры, кони, письмо, котик, ослик.

III этап. Дифференциация букв а и о.  (4-5 дней, все задания выполняются ежедневно).
Обе буквы – гласные (всегда звонкие, можно петь, при произнесении воздух во рту не встречает преграды)

  1. Дифференциация написания букв а и о:

сравнение по качеству и количеству элементов (о — 1 эл-т овал, а – 2 эл-та овал и палочка с закруглением внизу или крючок);

  1. Написание слов, содержащих буквы а и о в ударной позиции. Запись слов в 2 столбика. Тетрадь делится пополам с помощью карандаша и линейки, над каждой половиной подписывается буква и на неё ставится ударение, буква подчеркивается карандашом ранее закреплённого цвета. Слова пишутся посередине строчки. Сначала односложные слова, затем 2-хсложные. Записали слово, проанализировали позицию буквы в слове (какая по счету, после какой буквы, перед какой), букву подчеркнули карандашом выбранного цвета.

Вал-вол, бар-бор, мах-мох, бак-бок, мак-мок, рак-рок, как-кок, вар-вор, зал-зол, мал-мол, лаг-лог, рад-род, дам-дом, сак-сок дал-дол, стан-стон, карт-корт, парты-порты, краны-кроны.
Парта, кино, чашка, волки, лама, ремонт, пилот, астра, ведро, пара.

  1. Выделение букв из строчек с повторяющимся слогом.

Например:
Тататататамотатататалотатакотататататахотатататалотататадтатататанотатата
татаетатапитататататататьтатататанетатальтататазятататататата
(Молоко холодное пить нельзя)

Момомошамомомопмомокамомомодамомомошумомомомомобмомомомомокамомовемомосьм
омомимомомомошумомомомотмомомокамомо
(Шапка да шубка – весь мишутка)
Ребёнок простым карандашом или цветным обводит одинаковый слог, выписывает оставшиеся слоги и составляет из них фразу, её записывает, подчеркивает буквы а и о.

  1. Вставить в слова, пропущенную гласную а или о, где над местом пропуска обязательно стоит ударение, обозначить цветом.

Друзья.

Мн.го хор.ших друзей у н.шего кл.сса.
К н.м ч.сто прих.дят ст.ршие шк.льники. Они помог.ют н.м гот.вить ур.ки, устр.ивают интересные викторины и концерты, х.дят с н.ми в пох.ды.
Сейчас мы гот.вимся к встрече с выпускниками н.шей школы.

Сп.льни в лесу.

Куропатки, рябчики, тетерева, глухари спят зим.й под снегом, к.к под пух.вым одеялом. Ветер не продувает. Мор.з не мор.зит. Враги не видят. Плюхнутся с вечера в снег эти лесные курочки, зар.ются с голов.й и спят без заб.т. Утром выглянут они из-под снега, посм.трят по сторон.м и разлетятся.
А ямки-сп.льни в снегу ост.нутся.

  1. Поставить ударение в слове и обозначить гласную а или о закреплённым ранее цветом.

Я и солнышко.
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься,
А дождик в окно стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!

  1. Из текста выписать слова, содержащие а или о в ударной позиции в два столбика, гласные обозначить закреплённым ранее цветом.

Труд.

Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Трудовой. И во многих других словах «труд» является корнем. Но «труд» не только корень слова. Труд-корень всей нашей жизни. Ведь всё хорошее, что есть в нашей стране, создано трудом людей.
Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу. А лентяи не бывают счастливы.

Нарушение дифференциации парных гласных (а-я, о-ё, у-ю, э-е)

На примере гласных а-я.
I этап. Буква а. (3-4 дня, все задания выполняются ежедневно).

  1. Буква а, звук а – гласный (всегда звонкий, можно петь, при произнесении воздух во рту не встречает преграды). Когда произносим звук а – рот широко открыт.

Уточнение и закрепление образа рукописной буквы а:
буква состоит из 2- х элементов – овала и прямой линии с закруглением внизу (крючок) – объяснение;
выкладывание буквы из различного материала (пластилин, крупа, проволока, природный мат-л), изготовление аппликаций;
прописывание буквы в воздухе.

  1. Буква я – дифтонг(двойной звук) и состоит из звуков й и а. Й – согласный, мягкий. А – гласный (всегда звонкий, можно петь, при произнесении воздух во рту не встречает преграды). Буква я указывает на мягкость согласного, поэтому, если я пишется после согласной, то согласный звук произносится мягко.

Уточнение и закрепление образа рукописной буквы я:
буква состоит из 3-х элементов – короткой прямой линии с закруглением внизу(маленький крючок), маленького овала и прямой линии с закруглением внизу (крючок) – объяснение;
выкладывание буквы из различного материала (пластилин, крупа, проволока, природный мат-л), изготовление аппликаций;
прописывание буквы в воздухе.

За каждой буквой закрепляется цвет, которым она будет выделяться, кроме красного, т.к. красным обозначаются гласные.

II этап. Дифференциация гласных а-я.

  1. На материале слогов.

Ребенок сначала списывает слоги, затем выполняет под контролем взрослого следующие задания: назови слоги по строчкам с одинаковыми согласными; назови слоги, в которых согласные звучат твёрдо; назови слоги, в которых согласные звучат мягко; обведи в кружочек буквы, которые указывают на мягкость согласного жёлтым карандашом; обведи в кружочек буквы, которые указывают на твёрдость согласного фиолетовым карандашом; обведи в кружочек согласные, которые звучат мягко зелёным карандашом; обведи в кружочек согласные, которые звучат твёрдо синим карандашом.
ба – па – па – ба
да – дя – та – тя
ся – зя – зя – ся
за – са – са – за
вя – ва – вя – фа
фа – ва – ва – фа
Далее основным видом работы будет — запись слов в 2 столбика. Тетрадь делится пополам с помощью карандаша и линейки, над каждой половиной подписывается буква, с которой будет записываться слово, буква подчеркивается карандашом ранее закреплённого цвета. Слова пишутся посередине строчки. Прежде, чем записать слово, проанализировать позицию буквы в слове (какая по счету, после какой буквы, перед какой). Записали слово, ещё раз анализируем позицию буквы в слове (какая по счету, после какой буквы, перед какой), букву подчеркнули карандашом выбранного цвета.

  1. На материале слов, отличающихся одной буквой.

Сначала берётся пара слов, отличающихся одной буквой (мал-мял). Перед записью слова обратить внимание ребёнка на смысл слова. Затем диктуются слова, содержащие буквы а и я по одной в каждом слове, и, желательно, чтобы а и я были в ударной позиции или находились в конце слова.
Мал-мял, рад-ряд.
Вяз, таз, мак, судак, судья, бухта, пожар, перья, ящик, змея, рояль, зяблик, забор, вата.

  1. Вставить в слова, пропущенную гласную а или я, обозначить цветом.

1) Мам., Зо., м.гкий, л.мпа, гр.ч, м.лыш, .сли, в.жет, .блоко, л.па,полици., .щик, .года.

2) С.бл., пр.ж., .м., козл.т., .хт., .каци., .нв.рь, п.м.ть, ц.пл., б.шн., п.тниц., б.н., м..к.

3) Был. сильна. жар.. Поле и лес жд.ли  дожд.. Надвинул.сь туч., Грохнул гром. Застуч.ли крупные к.пли дожд..

  1. Из текста выписать слова, содержащие а или я в два столбика, гласные обозначить закреплённым ранее цветом.

Душистая смола.

У деревьев нет докторов. Помощи ждать неоткуда. Деревья сами себя лечат, затягивая раны смолкой. Бывает рана давно затянута, а смола всё бежит и превращается в липкий ком. Этим душистым комом и лечатся наши деревья.

Нарушение языкового анализа и синтеза

Основной вид работы – запись слов в два столбика, т.е. тетрадь делится при помощи линейки пополам. Посередине каждого столбика сверху записывается цифра, обозначающая количество букв. Начать работу желательно со слога с постепенным усложнением материала, слог, слова из 3-4 букв, слова из 4-5, из 5-6 и т.д. по мере безошибочного выполнения ребенком предложенного материала. Полученный успешный результат необходимо закрепить в течение 3-4 дней.
Ребенку диктуется слог и прежде, чем записать, проводится анализ: Сколько букв ты напишешь? Какая буква первая? Какая идет после неё? Далее запись. Если ребёнок написал неправильно, то опять задаются вопросы: Ты сказал, что в этом слоге (слове) 2 (3,4,5 и т.д.) буквы, а сколько ты написал? Сосчитай. Какой не хватает? После (перед) какой буквы она должна быть написана? Ошибку нашли – записывается слово (слог) правильно, исправления не допускаются.
Если у ребёнка нарушена дифференциация гласных (например, а-я, о-ё, у-ю, э-ё, ы-и), то подбирать слова необходимо без йотированных гласных (я,у,е,ю,и).
1) 3 буквы. Кот, дом, сад, пар, дар, сук, нос, вол, бор, сон.
2) 4 буквы. Чаша, рама, лыжи, ноты, лапы, кора, зима, воля, роза, ваза.
Свет, волк, клад, лист, стон, кран, брат, краб, звон, глаз.
3) 5 букв. Лоток, барон, ворон, сезон, ветер, порог, заказ, силач, город, мороз.
Марка, корка, горка, паста, место, тесто, сабля, марля, свист, гладь, ткань.

Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.

Советы о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома.

Общие советы по проведению занятий дома.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

  • Занятия должны быть регулярными.
  • Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа.
  • В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Начинайте занятия с:

Артикуляционной гимнастики.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ЕЖЕДНЕВНО, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Улыбка» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Улыбка-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З] и [С], если этот звук находится на этапе автоматизации.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

А также существует еще одна интересная игра с прищепками:

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических

задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (cм. уже выданные брошюры).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет, 
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Для закрепления других звуков, соответственно, нужно подбирать другие стихотворения.

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна.

Я желаю вам УСПЕХА!!!

С уважением учитель-логопед: Подоляцкая К.Л.

 

Раздзелы сайта