План-конспект урока по теме: «Политическая карта мира и особенности её формирования» в 8 классе
Тема урока, класс – «Политическая карта мира и особенности её формирования» в 8 классе
Цель урока: сформировать знания о политическойкарте мира и особенностях её формирования.
Задачи:
✓ образовательная: сформировать общее представление об условиях формирования политической карты; раскрыть суть государственной границы, суверенного государства и его отличие от страны; совершенствовать умения работы с контурной картой, атласом при характеристике государства и зависимых территорий;
✓ развивающая: способствовать развитию метапредметных компетенций учащихся, памяти, внимания, познавательного интереса, самостоятельности;
✓ воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе Земли, продолжить формирование географической картины мира и научного мировоззрения учащихся.
Оборудование: учебное пособие, политическая карта мира, атлас.
1. Организационный момент (1-2 мин.). Проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой на работу.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Были ли вопросы по д/з? Тогда давайте вспомним, что такое СЭГ,
Социально-экономическая география – это наука, которая изучает особенности размещения населения и хозяйственной деятельности людей как в мире в целом, так и в отдельных регионах и странах.
Что в себя включает СЭГ?
Она включает экономическую географию, географию населения и политическую географию.
Что такое регион и для чего проводится регионализация мира
Регион в СЭГ — это часть территории земного шара, на которой располагаются страны, характеризующиеся сходством географического положения, общностью исторического, экономического, социального и культурного развития. Для активного сотрудничества между собой, развития экономических, политических, культурных связей.
На какие макрорегионы и регионы делится современный мир? И покажите макрорегионы на политической карте мира.
Макрорегионы: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Регионы: Европа: Западная, Северная, Южная, Восточная; Азия –Западная, Центральная, Южная, Восточная, Юго-Восточная; Африка – Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная; Америка – Северная, Центральная, Карибский бассейн, Южная; Австралия и Океания – Австралия и Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия.
3. Логический переход к восприятию новой темы
Мы уже знаем, что СЭГ имеет несколько направлений. И одно из них – политическая география. Давайте разберёмся подробнее, что такое политика и с чем она связана.
- Организация восприятия (изучения) нового материала
Прочитайте тему и предположите, что мы должны изучить сегодня на уроке (совместное формулирование цели). Запишите в тетрадь тему.
Политика как особая сфера деятельности общества является объектом изучения политической географии — самостоятельной науки в составе социально-экономической географии. Политика осуществляется на определённой территории и зависит от её особенностей: географического положения, размеров, наличия природных ресурсов. Как результат, на каждой территории формируются своеобразные политико-территориальные образования, которые изучаются политической географией. Главное политико-территориальное образование современного общества – государство. Помимо государств, существуют и другие политико-территориальные образования: зависимые территории, территории с международным статусом. Все политико-территориальные образования, а также различные политические процессы и явления могут быть отображены на карте.
Давайте найдём определение, что такое политическая карта, прочитаем и запишем его в тетрадь.
Политическая карта – географическая карта, на которой отображены государства, их границы и столицы, зависимые территории и их административные центры. Рассказываю про особенности карты.
В социально-экономической географии понятия «страна» и «государство» неравнозначны. Понятие «страна» более широкое и ёмкое, чем понятие «государство». Каждое государство является страной, но не каждая страна является государством.
Понятие «страна» имеет преимущественно социально-экономическое и историко-культурное содержание. Страну можно определить как территорию, на которой проживает постоянное население. Для населения страны характерны определённый уровень национального самосознания, политической организации, своеобразная культура и хозяйственная деятельность. С политической точки зрения страна может обладать суверенитетом (независимостью), и тогда она одновременно является государством. Но страна может и не обладать суверенитетом, а иметь лишь определённый уровеньсамоуправления. В этом случае она будет находиться в зависимости от другого суверенного государства (зависимая территория) или быть его частью (автономия, субъект федерации, самопровозглашённое государство). Главный признак государства – это суверенитет, или независимость.
Давайте найдём определение, что такое государственный суверенитет, прочитаем и запишем его в тетрадь.
Государственный суверенитет — это норма международного права, позволяющая государству самостоятельно, без вмешательства со стороны других государств, решать вопросы своей внутренней жизни (внутренняя политика) и строить отношения с другими государствами (внешняя политика).
На современной политической карте мира насчитывается около 300 стран, из них 194 – суверенные государства. Помимо суверенных государств странами считаются зависимые территории, на которых проживает постоянное население, а также самопровозглашённые, но не признанные государства, субъекты федераций и автономные образования в составе государств.
Любое независимое государство должно иметь следующие признаки:
Суверенитет – главный и основополагающий признак независимого государства.
Территория, постоянное население, национальноехозяйство, система органов власти, столица, национальное законодательство. У государства имеются также основные символы: герб, флаг, гимн.
Давайте найдём определение, что такое суверенное государство, прочитаем и запишем его в тетрадь.
Суверенное государство – это страна, обладающая государственным суверенитетом, который распространяется на определённую территорию, в пределах которой проживает постоянное население, ведётся хозяйственная деятельность и действует система органов власти, осуществляющих внутреннюю и внешнюю политику.
Помимо государств существуют политико-территориальные образования (территории), которые находятся в разной степени зависимости от суверенных государств, но обладают при этом определённым уровнем самоуправления. Большинство современных зависимых территорий — это бывшие колонии, которые в силу ряда обстоятельств не смогли получить независимость. Больше всего зависимых территорий у Великобритании, Франции, США. Имеются они также у Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других государств.
Каждое государство формируется и развивается на определённой территории, т. е. в пределах определённой части географической оболочки Земли. Часть географической оболочки Земли, на которую распространяется суверенитет государства, называется территорией государства. В состав территории государства обязательно входит один несколько участков суши вместе с внутренними водами (реки, озёра,водохранилища, болота). Если государство имеет выход к морям или океанам, то в его состав входят территориальные воды – прилежащее к суше водное пространство морей и океанов определённой ширины. Суверенитет государства распространяется также и на воздушное пространство над сушей и территориальными водами и на земные недра под ними. Территории государств отделяются одна от другой, а также от территорий, имеющих международный статус, государственными границами.
Государственная граница — это реальная, обозначенная на местности, либо воображаемая линия, которая определяет пределы пространственного распространения государственного суверенитета. Государственные границы с помощью определённых условных знаков обозначаются на карте. Граница между государствами устанавливается на основе договора между ними с учётом норм международного права.
Процесс установления границ проходит в два этапа. Сначала государства договариваются о месте прохождения границы между ними и обозначают её на картах. Этот процесс называется делимитацией. Затем происходит демаркация государственной границы – обозначение её на местности.
Экскла́в (от др.-греч. ἐξ- «из-» + лат. clavis «ключ») — несуверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими государствами (одним или несколькими). Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для того государства, которому она не принадлежит, но окружена его территорией.
Анклавы примеры: Калининградская область для россиян – эксклав. Еще в качестве примера можно привести южноафриканское Королевство Лесото. Эта страна входит в состав британского Содружества и является анклавом на территории ЮАР.
Эксклав, имеющий выход к морю, называется полуэксклавом. Аляска – полуэксклав США и полуанклав Канады
Форма правления – определяет кому принадлежит власть.
Форма государственного устройства – определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей.
Конфедерация Швейцария
Квази-унитарное государство: 1) Вся власть принадлежит парламенту. 2) Не существует формально принятой конституции и конституционного разделения властей. 3) Считается унитарным, так как единственным источником власти считается Вестминский Парламент. 4) Королевство считается законодательным союзом (Англия, Шотландия и Ирландия).
5. Работа по осмыслению и закреплению нового материала.
Заполнение таблицы
Страна
|
Часть света
|
Столица
|
Форма правления
|
Форма устройства
|
Индия
|
Азия
|
Нью-Дели
|
республика
|
федерация
|
Великобритания
|
Европа
|
Лондон
|
монархия
|
квази-унитарное
|
Франция
|
Европа
|
Париж
|
республика
|
унитарное
|
США
|
Америка
|
Вашингтон
|
республика
|
федерация
|
Нидерланды
|
Европа
|
Амстердам
|
монархия
|
унитарное
|
Австралия
|
Австралия и Океания
|
Канберра
|
монархия
|
федерация
|
Новая Зеландия
|
Австралия и Океания
|
Веллингтон
|
монархия
|
унитарное
|
Россия
|
Европа
|
Москва
|
республика
|
федерация
|
Бразилия
|
Америка
|
Бразилиа
|
республика
|
федерация
|
Германия
|
Европа
|
Берлин
|
республика
|
федерация
|
6. Подробный инструктаж по домашнему заданию
Д/з: параграф 2. Доделать таблицу. Есть ли вопросы домашнему заданию.
7, 8. Обобщения и выводы по уроку в соответствии с поставленной целью. Рефлексия
Обратиться к цели урока, озвучить и попросить поднять руки того, кто всё усвоил за урок на отлично, на удовлетворительно и кто вообще ничего не понял.Спросить, есть ли вопросы по данной теме
разгарнуць » / « згарнуць