ТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 375 2024 год объявлен Годом качества. Министром образования А.И. Иванцом утвержден Комплекс мероприятийпо реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) качество образования применительно к общему среднему образованию определяется как соответствие образования (начального, базового, среднего) требованиям соответствующего образовательного стандарта общего среднего образования, учебно-программной документации образовательной программыначального образования, образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, иным требованиям, предусмотренным Кодексом об образовании, иными актами законодательства.
Качество образования определяется совокупностью критериев и показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения образования: образовательные достижения учащихся, профессиональную компетентность педагогических кадров, организацию образовательного процесса, организацию самоконтроля за обеспечением качества образования, организацию управленческой деятельности, участие в экспериментальной, инновационной деятельности, иные аспекты.
К основным задачам социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования, что обусловлено потребностью общества в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Основополагающим навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (далее –НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые необходимы учащимся в реальных жизненных ситуациях.
В 2023 году проведено первое национальное исследование качества образования, направленное на выявление уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся по четырем направлениям. Рекомендации по результатам НИКО, которыми следует руководствоваться в целях формирования читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / НИКО.
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формирование функциональной грамотности учащихся обусловило необходимость преимущественного использования учителями методов обучения и воспитания, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности при проведении учебных и факультативных занятий.
Информируем, что особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания, задания для выполнения учащимися изложены в приложениях 1–22 к данному письму.
Обращаем внимание на необходимость более широкого использования в образовательной практике учебного проектирования.
Согласно пункту 12 статьи 150 Кодекса об образовании учебное проектирование относитсяк учебным занятиям, предполагающим самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.
Особенности метода проектов (совокупность исследовательских, поисковых, иных творческих подходов к решению учебной проблемы или проблемы, с которой учащиеся могут столкнуться в реальном мире) определяют специфические этапы выполнения учебного проекта (учебно-исследовательского проекта с экспериментальной составляющей) (далее – проект):
определение проблемы, которая обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение;
формулирование цели проектной деятельности (поиск способов решения проблемы) и задач достижения цели в определенных условиях;
организация групп, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование деятельности и собственно ее осуществление;
публичная защита, презентация результатов проекта.
При выборе модели защиты проектной группе следует учесть, как будут освещены в презентации все компоненты проекта:
актуальность и значимость проблемы, цель и задачи проекта, проведенное внутри него исследование, выводы, на которых основаны результаты решения проблемы;
оригинальность решения проблемы;
ценность и новизна полученных результатов;
самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте;
научность, убедительность и выразительность выступления;
раскрытие содержания проекта на презентации;
использование средств наглядности, технических средств, ответы на вопросы.
При реализации метода проектов на практике учитель ориентирует учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, ставя в приоритет деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Подготовку учащихся к учебному проектированию целесообразно начинать с мини-проектов, которые предполагают решение несложной проблемы. При этом мини-проект должен соответствовать уровню психофизического развития учащихся, быть рассчитан на недлительную его реализацию (в течение одного-двух уроков) и обязательно включать самостоятельную поисковую, исследовательскую и творческую деятельность учащихся (совместную или индивидуальную). Более эффективными являются проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.
Рекомендуем для обучения учащихся проектной деятельности на межпредметной основе выделить на каждый класс по одному часу в неделю из компонента учреждения образования учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида на текущий год с использованием учебно-методических комплексов (учебные программы, дидактические материалы, методические рекомендации)по формированию функциональной грамотности учащихся при изучении учебных предметов гуманитарного, историко-обществоведческого и социокультурного, математического и естественно-научного образования. Учебно-методические комплексы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. III–IV классы / Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся;Учебные предметы. V–XI классы /Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Начало и завершение четвертей, каникул
В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – со 2 сентября по 26 октября 2024 г.;
вторая – с 4 ноября по 24 декабря 2024 г.;
третья – с 8 января по 22 марта 2025 г.;
четвертая – с 31 марта по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта по 23 мая 2025 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 27 октября по 3 ноября 2024 г. включительно;
зимние – 14 дней с 25 декабря по 7 января 2025 г. включительно;
весенние – 8 дней с 23 марта по 30 марта 2025 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня по 31 августа 2025 г. включительно.
Для учащихся I и II классов (III классов для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в третьей четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.
2. Организация подготовки учреждения общего среднего образования (далее, если не указано иное, – УОСО) к началу 2024/2025 учебного года
Организация подготовки УОСО к началу учебного года регулируется Положением о порядке подготовки учреждения общего среднего образования к началу учебного года, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2024 г. № 141.
Состояние готовности УОСО к началу учебного года определяется в соответствии с требованиямик мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов, требованиями по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими требованиями, иными требованиями, установленными законодательством об образовании.
2.1. Обращаем внимание на необходимость соблюдения требований к режиму учебных занятий (занятий), установленных в Приложении 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502) (далее – ССЭТ).
2.2. Акцентируем внимание, что в УОСОбезопасная организация образовательного процесса, в том числе в учебных кабинетах по учебным предметам «Физика»,«Химия», «Биология», «Информатика»,«Трудовое обучение», «Допризывная (медицинская) подготовка», и воспитательной работы во внеучебное время регламентируется локальными правовыми актами УОСО (основание –Правила безопасности организации образовательного, воспитательного процессов при реализации образовательных программ общего среднего образования, которые устанавливают требованияк мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного и воспитательного процессов, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусьот 3 августа 2022 г. № 227).
3. Напоминаем, что порядок деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов определен в пунктах 41 и 44 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 19 сентября 2022 г. № 322 (далее – Положение об УОСО).
Согласно пункту 41 Положения об УОСО классы делятся:
на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение»
в V–IX классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в X и XI классах. Допускается в специализированных лицеях деление классов на две группы при наполняемости класса не менее 20 учащихся мужского пола при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в VII и VIII классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в VII–XI классах;
на группы юношей и девушек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X и XI классах. При делении класса на группы в VIII (VII)–XI классах кадетских училищ, специализированных лицеев допускается не учитывать пол;
при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее
9 учащихся;
на две группы в базовых школах, средних школах, кадетских училищах при наполняемости класса не менее 24 учащихся; школах-интернатах, санаторных школах-интернатах, вечерних классах средних школ, гимназиях, лицеях, университетах, академиях (консерваториях), специализированных лицеях, гимназиях – колледжах искусств при наполняемости класса не менее 20 учащихся при проведении учебных занятий по учебным предметам:
«Информатика» – в VI–XI (XII) классах;
«Математика» – при проведении практикумов по решению задач
в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Физика» – при проведении фронтальных лабораторных работ
в VII–XI (XII) классах, практикумов по решению задач в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Биология» – при проведении лабораторных и практических работ в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Химия» – при проведении практических работв VII–XI (XII) классах, лабораторных опытов в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Астрономия» – при проведении астрономических наблюдений в XI (XII) классе;
на две группы в гимназиях – колледжах искусств при проведении учебных занятий по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства и по которым образовательный процесс осуществляется не индивидуально.
В случае когда количество учащихся в классе меньше установленного в пункте 41 Положения об УОСО для деления класса на группы, то согласно пункту 44 учреждение образования при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществлять деление классов на группы при изучении содержания названных учебных предметов за счет учебных часов компонента учреждения образования типового учебного плана УОСО соответствующего типа.
4. Особенности организации образовательного процесса в вечерних классах средней школы
Образовательный процесс в вечерних классах средней школы организуется в соответствии с учебным планом вечерних классов средней школы, разработанным на основе части типового учебного плана, касающейся вечерних классов средней школы, с учетом формы получения образования (очной или заочной) и учебными программами по учебным предметам для X и XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с учетом трехгодичного срока обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В образовательном процессе в вечерних классах средней школы по всем учебным предметам используются учебники и учебные пособия для X и XI классов.
Суммарное количество обязательных контрольных работ по учебным предметам, предусмотренным для изучения на III ступени общего среднего образования, равномерно распределяется на все три года получения среднего образования.
Для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают образование в заочной форме, в каждой четверти учебного года проводятся учебные занятия в соответствии с учебным планом средней школы для вечерних классов (заочная форма получения образования), а в период между учебными занятиями – факультативные, стимулирующие занятия и консультации. Период проведения учебных занятий в каждой четверти определяется руководителем средней школы, в которой созданы вечерние классы, и доводится до сведения участников образовательного процесса. Во время учебных занятий проводятся обязательные контрольные, лабораторные и практические работы.
Для учащихся вечерних классов средней школы может быть организовано проведение факультативных занятий (очная, заочная формы получения образования), стимулирующих занятий (очная, заочная формы получения образования), поддерживающих занятий (очная форма получения образования), консультаций (заочная форма получения образования).
При организации образовательного процесса по учебным предметам в вечерних классах средней школы учителядолжны руководствоваться приложениями к настоящему инструктивно-методическому письму.
В соответствии с частью третьей пункта 3 Приложения 12 к ССЭТ продолжительность перерывов между учебными занятиями в вечерних классах должна быть не менее 10 минут, после второго учебного занятия – не менее 15 минут.
- Организация факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций, занятий игровыми видами спорта
Факультативные занятия для учащихся I–IV классов проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Для учащихся V–XI (XII) классов факультативные занятия могут проводиться в режиме шестидневной недели. В шестой школьный день могут проводиться занятия по игровым видам спорта для учащихся I–XI (XII) классов.
Напоминаем, что факультативные занятия могут быть организованы УОСО для учащихся иных УОСО посредством сетевой формы взаимодействия.Порядок и условия реализации образовательных программ общего среднего образования, в том числе и при организации факультативных занятий, посредством сетевой формы взаимодействия определены в Положении о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 572 «О вопросах реализации образовательных программ». Разъяснения по вопросам внедрения сетевой формы взаимодействия даны в письме Министерства образования от 15 декабря 2023 г. № 02-01-14/14148/дс.
Порядок объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы для организации занятий определен в пункте 51 Положения об УОСО, согласно которому:
учащиеся, как правило одного или параллельных классов, объединяются в группу для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций (для учащихся вечерних классов в средней школе, которые получают общее среднее образование в заочной форме);
наполняемость группы для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций должна составлять:
не менее 3 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах;
не менее 5 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа;
не менее 3 учащихся при проведении стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций (для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают общее среднее образование в заочной форме).
Обращаем внимание:
составы групп для проведения факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования утверждаются приказом руководителя учреждения образования или уполномоченным им лицом (основание – пункт 53 Положения об УОСО);
факультативные занятия, в том числе факультативные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, радиационной безопасности (для учащихся УОСО, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения), факультативные занятия, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности, планируются отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом).
6. Особенности организации факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности
В соответствии с частью второй пункта 49, пунктом 50Положения об УОСО факультативные занятия музыкальной, хореографической и театральной направленности могут проводиться совместно учителем, который реализует содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором). По решению учредителя УОСО, в котором организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, допускается:
осуществлять образовательный процесс индивидуально при освоении на факультативных занятиях музыкальной направленности содержания учебной программы факультативных занятий для I–IX классов, направленной на обучение игре на соответствующем инструменте. На каждого учащегося отводится 2 учебных часа в неделю;
осуществлять образовательный процесс в группах
с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятий музыкальной,театральной и хореографической направленности для I–IX классов, направленных на формирование музыкальной культуры средствами вокального или музыкально-инструментального искусства, а также на формированиехореографической, театральной культуры средствами хореографического, театрального искусства.На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится 1 учебный час в неделю;
осуществлять образовательный процесс в группах
с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятийхудожественной направленности для I–IX классов, направленных на формирование художественной культуры средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится не более 3 учебных часов в неделю.
Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности;Перечень учебных программ факультативных занятий.
В соответствии с частью четвертой пункта 93 ССЭТ при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности в учреждениях общего среднего образования максимальный допустимый объем учебной нагрузки на одного учащегося в неделю может быть увеличен во II–IV классах на 2 учебных часа, в V–XI классах – на 3 учебных часа.
- Профориентационная работа
На создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих комплексную поддержку профессионально-образовательного выбора обучающихся с целью формирования прочной мотивационной основы для самореализации, направлены положения Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь
от 29 марта 2022 г. № 20/7/57 (далее – Концепции развития профессиональной ориентации).
В подпункте 5.2 пункта 5 Концепции развития профессиональной ориентации определены особенности процесса профориентации учащихся УОСО, которые необходимо учитывать в профориентационной работе при реализации соответствующего вида образовательной программы общего среднего образования.
На I ступени общего среднего образования у учащихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируются потребность быть полезным людям, элементарные представления о многообразии профессий и о роли различных видов экономической деятельности, современного производства в жизни человека и общества, бережного отношения к материальным ценностям.
Профориентационная работа на I ступени общего среднего образования осуществляется на учебных и факультативных занятиях, во время проведения экскурсий, тематических внеклассных и внешкольных мероприятий.
На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе обеспечивается осознанный выбор профиля обучения на III ступени общего среднего образования или учреждения образования для обучения по образовательным программам профессионально-технического или среднего специального образования.
Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является повышение престижа профессий рабочего, формирование позитивного образа человека труда. Этому способствуют совместные мероприятия с учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения профессионального образования), проводимые как на базе УОСО, так и учреждений профессионального образования, экскурсии на промышленные предприятия региона, организация допрофильной подготовки, общественно полезного труда, проведение факультативных занятий.
На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение учащихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность; определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; построение учащимися личного профессионального плана, предусматривающего осознанный выбор профессии рабочего (должности служащего) и канала получения профессионального образования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
Профориентационная работа на III ступени общего среднего образования осуществляется при изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов в профильных классах; проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности; освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в базовых классах с последующей сдачей квалификационного экзамена.
Общими актуальными направлениями профориентационной работы в УОСО являются:
формирование у учащихся устойчивой мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных склонностей, потребностей рынка труда;
реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;
формирование у учащихся позитивного отношения к профессиям рабочего и желания их получить;
организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;
освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»;
взаимодействие с организациями различных видов экономической деятельности;
установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;
использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение онлайн- консультаций, конференций;
проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;
профориентационная работа с законными представителями учащихся;
оформление в УОСО кабинета, уголка профориентации.
Необходимым в профориентационной работе является сотрудничество УОСО с учреждениями, реализующими образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, органами по труду, занятости и социальной защите.
7.1. Допрофильная (допрофессиональная) подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, который ориентирован:
на выявление интересов, склонностей и способностей учащихся;
оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне в VIII–IXклассах, факультативных занятий, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;
развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимых для трудовой мобильности.
Акцентируем внимание, что в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі» в VIII и IX классах базовой школы, средней школы, средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гимназий предусмотрена возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне. При этом, как и в предыдущие годы, для изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов количество учебных часов может быть увеличено не более чем на 2 часа за счет учебных часов компонента учреждения образования учебного плана УОСО без увеличения максимально допустимого объема учебной нагрузки в неделю на одного учащегося и в рамках общего количества учебных часов, финансируемых из бюджета.
Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы.
В целях создания условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению, положительного эмоционального отношения к будущей профессиональной деятельности, оказания информационной поддержки учащимся в выборе сферы будущей профессиональной деятельности рекомендуем использовать следующие учебные программы факультативных занятий в VIII и IX классах: «Профессия моей мечты», «Туризм», «Юный пограничник», «Основы экологии и профессиональное будущее».
Указанные учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.
Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности, по учебной программе «Техническая графика», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июня 2020 г. № 164, с использованием учебника: Виноградов В. Н. Черчение: учебник для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения / В. Н. Виноградов. – Минск : Национальный институт образования, 2014. – 216 с. (Чарчэнне : падручнік для 9 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В. Н. Вінаградаў. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014. – 216 с.).
Учебная программа факультативных занятий и учебник размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.
7.2. Профильное обучение
На III ступени общего среднего образования актуально функционирование профильных классов (групп) профессиональной направленности, в которых содержание профильных учебных предметов, факультативных занятий связано с определенным видом профессиональной деятельности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2024 г. №197 установлен перечень профессий, на которые выпускники классов (групп) педагогической, аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности могут поступать без вступительных испытаний.
Акцентируем внимание, что законодательством определены порядок приема в профильные классы (группы) профессиональной направленности и особенности их функционирования.
Пунктом 36 Положения об УОСО установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической, иной).
Прием в профильные классы (группы) профессиональной направленности регламентируется Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 269.
Таким образом, профильные классы (группы) профессиональной направленности функционируют на III ступени общего среднего образования, прием в данные классы (группы) осуществляется по конкурсу, учащиеся изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне и осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, разработанную профильным министерством (ведомством) и утвержденную в установленном порядке Министерством образования.
Учебные программы факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.
Обращаем внимание, что в учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности, которые реализуются в профильных классах (группах) профессиональной направленности, к 1 сентября 2024 г. будут внесены изменения.
В соответствии с Кодексом об образовании (пункт 4 статьи 163) учреждение образования ежегодно на основании типового учебного плана соответствующего вида разрабатывает учебный план, который утверждается руководителем по согласованию с учредителем. Учебный план учреждения образования (пояснительная записка) должен содержать информацию о функционировании профильных классов (групп) профессиональной направленности.
7.3. Профессиональная подготовка
Информируем, что организация образовательного процесса в X–XI базовых классах при обучении по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году регулируется приказом Министра образования Республики Беларусь от 25 апреля 2024 г. № 176 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».
Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса при обучении учащихся X–XI базовых классов по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.by/ Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
8.1. Разработка учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, разрабатывают учебный план на 2024/2025 учебный год на основе типовых учебных планов для всех видов учреждений общего среднего образования,утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі».
УОСО, в которых созданы вечерние классы, при разработке учебного плана на 2024/2025 учебный год для вечерних классов используют часть типового учебного плана, касающуюся вечерних классов,с учетом формы получения образования и особенностей образовательного процесса в вечерних классах, организации сессий.
УОСО, организующие образовательный процесс на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются, для учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, при разработке соответствующего учебного плана используют типовой учебный план средней школы.
Университеты, реализующие образовательную программу среднего образования, при разработке учебного плана используют типовой учебный план лицея.
Акцентируем внимание на принятый типовой учебный план лицея, обеспечивающий варианты реализации образовательной программы среднего образования на основе дифференциации ее содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся лицеев.
Информируем, что рекомендуемое распределение учебных часов по темам для изучения содержания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях в лицеях, а также количество контрольных работ в письменной форме изложены в приложениях 2–6, 8–14, 20 и 21 к данному письму.
8.2. Учебные программы по учебным предметам при реализации образовательных программ общего среднего образования
При реализации образовательных программ общего среднего образования используются:
учебные программы по учебным предметам, модулям, утвержденные Министерством образования в 2023 и 2024 годах;
учебные программы по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, утвержденные Министерством культуры в 2023 и 2024 годах.
Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса, в том числе по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы; Учебные программы по учебным предметам для гимназий – колледжей искусств, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
8.3. Учебные издания
Перечни учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2024/ 2025 учебном году, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.
Рекомендации по работе с учебниками, учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы.
С целью реализации воспитательного потенциала учебных предметов, формирования у учащихся личностных и метапредметных компетенций рекомендуется использовать в образовательном процессе пособия серий «Учимся учиться», «Учимся мыслить и действовать», содержащие дидактические и диагностические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей. Данные пособия разработаны на основе компетентностного подхода, имеют практико-ориентированную направленность и нацелены на воспитание активной гражданской и жизненной позиции учащихся. Пособия серий «Учимся учиться», «Учимся мыслить и действовать» разработаны в соответствии с действующими учебными программами с учетом актуальных требований к результатам учебной деятельности учащихся.
В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые не являются обязательными. Содержания учебников (учебных пособий) достаточно для полного усвоения учебных программ. Решение о целесообразности использования дополнительных изданий для учащихся принимается учителем-предметником с учетом запросов учащихся, а также их готовности использовать дополнительные издания на уроке или при выполнении домашнего задания.
Обращаем особое внимание, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.
8.4. Учебные программы факультативных занятий
Напоминаем, что факультативные занятияпроводятся с использованием учебных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 9 и 11 статьи 163 Кодекса об образовании.
Рекомендуем также использовать в образовательном процессе учебные программы факультативных занятий, содержание которых направлено на изучение исторических, географических, социально-экономических, культурных особенностей регионов Республики Беларусь.
Информируем, что дополнительно к отдельным учебнымпрограммам факультативных занятий изданы пособия для учащихся и учителей; пособия для учителей; пособия для учащихся, которые используются в образовательном процессе при проведении факультативных занятий в комплексе (далее – компоненты учебно-методического комплекса (УМК) для факультативных занятий).
Компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы.
8.5. Учебно-методическая документация
В 2024/2025 учебном году в образовательном процессе используется учебно-методическая документация (методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иные документы), размещенная на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование.
8.6. Требования к проведению контрольных работ
Обращаем внимание на следующие требования к проведению контрольных работ, установленные в части второй пункта 67 ССЭТ.
Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем (заместителем руководителя) УОСО, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Запрещается проведение контрольных работ:
на последнем учебном часе дня;
в последний день учебной недели (пятницу) в I–IV классах;
после третьего учебного часа в последний день учебной недели в V–XI классах.
8.7. Дополнительные ресурсы
При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс–http://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найтина национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы»: https://adu.by/Главная / Электронные образовательные ресурсы.
9. Обеспечение национальным образовательным порталом(https://adu.by)комплексной информационно-правовой поддержки участникам образовательного процесса
Рекомендуем использовать материалы следующих разделов национального образовательного портала:
«Образовательный процесс»(размещены образовательные стандарты общего среднего образования; типовые учебные планы общего среднего образования; учебные программы по учебным предметам; учебные программы факультативных занятий; перечни учебных изданий для учащихся и учителей; учебно-методическая документация; иные актуальные материалы):https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год;
«Профильное обучение» (размещены учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах):http://profil.adu.by;
«Олимпиады, турниры, конкурсы» (организационное сопровождение дистанционных мероприятий: олимпиад, республиканских конкурсов и иных республиканских образовательных мероприятий):http://olimp.adu.by;
«Обсуждаем учебные программы, учебные пособия»(размещенырезультаты анкетирования по вопросам качества новых учебных пособий, предоставлена возможность задать вопрос авторам учебных пособий и специалистам, а также оставить конкретные предложения по совершенствованию содержания учебных предметов, определенного в учебных программах):https://adu.by/Главная / Обсуждаем учебные программы, учебные пособия;
«Республиканский мониторинг качества образования» (представлены инструктивно-методические и диагностические материалы для организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, результаты проведенных мониторинговых исследований, рекомендации по повышению качества образования): https://adu.by/Главная / Информация для педагогов / Республиканский мониторинг качества образования;
«Итоговые и вступительные испытания»(размещены нормативные правовые документы, экзаменационные билеты, методические материалы для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, вступительных испытаний в учреждения образования для получения общего и специального высшего образования и (или) среднего специального образования): https://adu.by/Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания;
Модуль «Великая Отечественная война»(размещены комментарии к изучению модуля «Великая Отечественная война», календарно-тематическое планирование, учебные программы факультативных занятий и дополнительные материалы): https://adu.by/ Главная / Модуль «Великая Отечественная война»;
«Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования»(размещены нормативные правовые акты, программно-планирующая документация, инструктивно-методические материалы, учебно-методическая литература): https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования;
«Дополнительное образование детей и молодежи»(размещены нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы в сфере дополнительного образования детей и молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, учебно-методическая литература): https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Дополнительное образование детей и молодежи;
«Правовая культура участников образовательного процесса»(размещены нормативные правовые документы, а также электронный контент, направленный на оказание правовой поддержки участникам образовательного процесса.Контент ориентирован на помощь в решении вопросов, возникающих в затруднительных жизненных ситуациях. Освещаются наиболее актуальные вопросы в сфере защиты социальных прав граждан, профилактики правонарушений и преступлений): https://adu.by/Информация для педагогов / Правовая культура участников образовательного процесса.
Интернет-ресурсы, на которых размещена правовая информация
Название ресурса
|
Ссылка
|
Содержание правовой тематики
|
Национальный правовой Интернет-портал
|
https://pravo.by/
|
Является основным государственным информационным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации
|
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
|
https://ncpi.gov.by/
|
Обеспечивает доступ к информационно-правовой системе «Эталон-online». Представлены информация о сборнике «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и аннотации к статьям в журнале «Право.by»
|
Информационно-поисковая система
|
https://etalonline.by/
|
Включает 18 тематических баз данных по отраслям права. Информация предназначена для использования специалистами различных сфер деятельности. Юридические термины представлены в структурированном виде с отражением ассоциативных связей и сопровождаются нормативными определениями
|
Детский правовой сайт
|
https://mir.pravo.by/
|
Создан для детей и подростков, поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных ситуациях
|
Правовой форум Беларуси
|
https://forumpravo.by/
|
Предоставляет посетителям возможность интерактивного общения по правовым вопросам
|
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
|
https://mchs.gov.by/
|
Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
|
Министерство внутренних дел Республики Беларусь
|
https://mvd.gov.by/ru
|
Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности
|
Виртуальный центр правовой информации Национальной библиотеки Беларуси
|
https://vcpi.nlb.by/
|
Представляет собой онлайн-службу Национальной библиотеки Беларуси, задачей которой является предоставление справок и библиографических консультаций пользователям интернета по выполнению запросов правовой тематики
|
Обращаем внимание, что на национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by) , в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности. Ресурс включает подразделы:
«Школа Активного Гражданина» (материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»):https://vospitanie.adu.by/Школа Активного Гражданина;
«Актуальные практики и технологии воспитания» (материалы по эффективной практике патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях в учреждениях образования; проекты победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые прошли процедуру экспертизы и могут использоваться в образовательном процессе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь): https://vospitanie.adu.by/Актуальные практики и технологии воспитания;
«Руководителю по военно-патриотическому воспитанию» (каталог ресурсов и материалов для руководителя по военно-патриотическому воспитанию): https://vospitanie.adu.by/Руководителю по военно-патриотическому воспитанию;
«Родительский университет»(методическая документация по реализации проекта, информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями обучающихся): https://vospitanie.adu.by/Родительский университет;
«Педагогу-организатору» (нормативные правовые документы по организации работы педагога-организатора, информационно-методические материалы по педагогическому сопровождению деятельности ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и иное): https://vospitanie.adu.by/Педагогу-организатору;
«Выставки. Семинары»(электронные каталоги материалов, представленных на республиканских выставках научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи): https://vospitanie.adu.by/Выставки. Семинары;
«Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся»(информационно-методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний):https://vospitanie.adu.by/Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся, иное.
На национальном образовательном портале (https://adu.by)в разделе «Электронные образовательныересурсы»(https://e-vedy.adu.by)размещены электронные образовательные ресурсы для системы общего среднего и специального образования, доступные для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
В разделе портала «Электронная библиотека»размещены:
электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования и для учреждений специального образования, допущенных Министерством образованияк использованию в образовательном процессе в 2024/2025 учебном году(https://e-padruchnik.adu.by, https://e-padruchnik-asabliva.adu.by);
электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); по информатике(https://informatika6.adu.by;https://informatika7.adu.by;https://informatika8.adu.by);
электронный образовательный ресурс «Биология. 8класс» (https://biologia8.adu.by);
электронное средство обучения «Политическая карта мира»(https://maps.adu.by);
электронный учебник-навигатор «Органическая химия. 10 класс» (https://adu.by/ru/homeru/news/dnevnik-abiturienta/elektronnyj-uchebnik-navigator-organicheskaya-khimiya-10-klass?format=html);
электронные учебные издания (https://adu.by/ru/homeru/elektronnaya-biblioteka/elektronnye-uchebnye-izdaniya?format=html).
Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/Главная / Спрашивали – отвечаем.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КЛАССНОГО ЖУРНАЛА, ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ
Напоминаем, что должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 24 февраля 2022 г. № 13), предусмотрено осуществление планирования по учебному предмету и ведение установленной плановой и учетно-отчетной документации.
Согласно пункту 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» учитель обязан вести календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, классный журнал, дневники учащихся.
Планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие). Планирование по учебному предметуоформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (в печатном или рукописном виде).
10. Планирование по учебному предмету
Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее –КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.
Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока; тип урока; организационная форма проведения урока; цели и задачи урока; оборудование, используемое на уроке; описание деятельности учителя и основныхучебных действий учащихся; домашнее задание.
При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета (образовательные, развивающие, воспитательные) и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, установленные в учебной программе.
В поурочном планированиинеобходимо учитывать, чтодомашнее задание является разновидностью самостоятельной учебной деятельности учащегося. Определяя содержание, объем, форму выполнения домашнего задания, учитель должен учитывать время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам: для учащихся II класса оно должно составлять не более 1,2 часа;III–IVклассов – 1,5 часа;V–VI классов – 2 часов;VII–VIIIклассов – 2,5 часов;IX–XIклассов – не более 3 часов.
С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за объемом домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.
Домашние задания не задаются после контрольной работы (основание – абзац третий части третьей пункта 56 Положения об УОСО).
11. Ведение классных журналов, дневников учащихся
В УОСО используются:
классные журналы для I–IV (V) и V (VI)–XI (XII) классов, типовая форма, порядок ведения которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2023 г. № 28 «Аб тыпавых формах класнага журнала»;
дневники учащегося III–IV и V–ХІ классов на русском и белорусском языках, типовая форма, порядок ведения которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (в редакции постановлений Министерства образованияот 16 мая 2023 г. № 157; 29 сентября 2023 г. № 314).
Обращаем внимание, что использование в УОСО электронных дневников не отменяет ведение дневников учащихся на бумажной основе. Ведение бумажных дневников является обязательным.
В случае принятия учителем начальных классов решения о введении во II классе дневников в целях записи домашнего задания, отработки навыков аккуратного его заполнения считаем возможным использовать дневник, типовая форма которого утверждена для учащихся III–IV классов.
12. Организация образовательных мероприятий
Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися
В 2024/2025 учебном году традиционно будут проводиться:
республиканская олимпиада по учебным предметам;
республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;
республиканские турниры юных математиков и юных физиков;
олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;
республиканские дистанционные мероприятия на интернет-ресурсе по сопровождению олимпиад, турниров и конкурсов (http://olimp.adu.by)и иные мероприятия.
разгарнуць » / « згарнуць